САЙТ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГПУ

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях жесткой конкуренции вузов научно-исследовательская работа и ее результативность являются самым важным показателем рейтинговой успешности и востребованности учебного заведения на большом российском образовательном пространстве.
Многопрофильная специализация кафедры открыла новые перспективы для реализации творческого потенциала каждого из сотрудников в плане взаимодействия на стыке различных научных подходов, столь актуальных для современного образования  и науки.
Основополагающим в программе развития кафедры является стимулирование заинтересованной и продуктивной научно-исследовательской работы, создание благоприятных условий для написания и защиты кандидатских и докторских диссертаций, достижения 100%-го показателя по присвоению сотрудникам ученых степеней и званий.
На кафедре успешно функционируют научные школы и научно-методические центры.
Воронежская школа лингвофольклористики, возглавляемая Заслуженным деятелем науки РФ, доктором филологических наук, профессором Евгенией Борисовной Артеменко, отметила свой 55-летний юбилей.
На кафедре успешно функционируют три научно-исследовательских центра - Центр региональных лингвистических исследований, научно-методический центр "Словесник" и центр изучения творчества В.С. Высоцкого.
Традиционные формы деятельности - проведение международных научных конференций "Эйхенбаумовские чтения", "Новое о В.С. Высоцком" и "Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий", сотрудничество с такими научными центрами, как учебно-научный Центр типологии и семиотики фольклора и лаборатория фольклористики РГГУ, Государственный республиканский центр русского фольклора (Москва), Совет по фольклору при Отделении историко-филологических наук РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом). Особое направление сотрудничества с Институтом лингвистических исследований РАН и Институтом славяноведения РАН связано с составлением "Лексического атласа русских народных говоров".
Расширяющееся образовательное пространство способствует привлечению к сотрудничеству коллег историков, философов и социологов, что обусловливает обновление репертуара традиционных международных конференций.
Идея взаимосвязи образования и науки реализуется в умении преобразовать результаты научных открытий в учебный материал и успешно внедрить новейшие научные открытия в учебный процесс и на уровне формирования образовательных программ и учебных планов, и на уровне преподавания отдельных дисциплин.
Максимальная интеграция (особенно на старших курсах) учебного процесса и научно-исследовательской работы достигается с помощью научного студенческого общества "Майевтика", методических кружков, проведения научных конференций, Дней славянской письменности и культуры с участием студентов и преподавателей гуманитарного факультета, а также школьников. Воспитание у студентов интереса и любви к исследовательской деятельности - основа формирования у них правильного профессионального мышления и ориентации на работу в школе в рамках избранной специальности, стойкого навыка самообразования.
С целью привлечения финансовых средств сотрудники реализуют внешние и внутренние грантовые проекты, участвуют в разработке программ непрерывного дополнительного и послевузовского профессионального образования.

Публикации сотрудников кафедры за 2014 г.:
1.    Алекеева, О. В. Теоретико-методологические основы реализации функционального принципа на уроке морфологии в школе / О. В. Алекеева // Научно-методическое наследие М.Т.Баранова: идеи и воплощение (К 90-летию со дня рождения учёного). Коллективная монография / ред. А. Д. Дейкина; Бунеева; Комиссарова. - Москва, 2014. - С. 21-27
2.    Алексеева, О. В. Научно-методическое наследие М.Т.Баранова: идеи и воплощение (К 90-летию со дня рождения учёного) : коллективная монография / О. В. Алексеева; ред. А. Д. Дейкина. - Москва : Баласс, 2014. - 176 C. - ISBN 978-5-906-567-28-4
3.    Алексеева, О. В. Научные биобиблиографические очерки: Алексеева Ольга Владимировна / О. В. Алексеева // Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об учёных Российской Федерации и зарубежья: биобиблиографический справочник / ред. Т. А. Острикова. - Абакан, 2014. - С. 29-33
4.    Алексеева, О. В. Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (К юбилею профессора А.Д.Дейкиной): коллективная монография / О. В. Алексеева; ред. Е. А. Рябухина. - Москва - Пермь : ОТ и ДО, 2014. - 280 C. - ISBN 978-5-4367-0112-7
5.    Алексеева, О. В. Текст как формирующий модуль развития коммуникативной компетенции школьников в курсе морфологии (к проблеме реализации функционального принципа) / О. В. Алексеева // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (К юбилею профессора А.Д.Дейкиной): коллективная монография / ред. Е. А. Рябухина. - Москва - Пермь, 2014. - С. 116-132
6.    Волохина, Г. А. Жизнь древних римлян в зеркале латинской афористики / Г. А. Волохина, М. Ф. Дашкова, Е. А. Правда. - Воронеж : ОАО "Воронежская областная типография", 2014. - 100 C. - ISBN 978-5-4420-0272-0
7.    Дыханова, Б. С. Границы исследовательского метода и безграничность художественного текста (Б.М. Эйхенбаум о позднем Лескове) / Б. С. Дыханова // Известия Воронежского государственного педагогического университета - 2014. - №4. - С. 81-87. - ISSN 2309-7078
8.    Дыханова, Б. С. Еще раз о "намеках" и "уроках" в пушкинской фольклорной стилизации ("Сказка о рыбаке и рыбке") / Б. С. Дыханова // Известия Воронежского государственного педагогического университета - 2014. - №4. - С. 134-136. - ISSN 2309-7078
9.    Дыханова, Б. С. Новое учебное пособие по русской литературе XIX века для высшей школы / Б. С. Дыханова // Вопросы литературы - 2014. - №6. - ISSN 0042-8795
10.    Дыханова, Б. С. Слово в гражданском развитии личности / Б. С. Дыханова // Педагогика - 2014. - №5. - С. 39-46. - ISSN 0869-561X
11.    Дыханова, Б. С. Спроси у автора / Б. С. Дыханова // Литература в школе - 2014. - №10. - С. 30-33. - ISSN 0130-3414
12.    Иваньшина, Е. А. Врач в романтической перспективе / Е. А. Иваньшина // Кормановские чтения: Статьи и материалы Межвузовской научной конференции (Ижевск, апрель,2014). Вып. 13. / ред. Д. И. Черашняя. - г. Ижевск, 07.04.2014. - С. 76-87
13.    Кулик, А. Г. Нарратив лирического цикла / А. Г. Кулик. - ВГПУ : ВГПУ, 15.05.2014. - 96 C.
14.    Кулик, А. Г. Становления советского поэта в работах О. Брика / А. Г. Кулик // Методология и практика русского формализма / ред.   Кулик. - Изд-во МГУП, 01.11.2014. - С. с. 100-105
15.    Лыжова, Л. К. Использование методического наследия М.Т. Баранова в вузовской практике / Л. К. Лыжова // Научно-методическое наследие М.Т. Баранова: идеи и воплощения Коллективная монография / ред. А. Д. Дейкина. - Москва, МПГУ, 2014. - С. 120-123
16.    Лыжова, Л. К. Лыжова (Овчинникова) Лариса Константиновна: биобиблиографический очерк [Электронный ресурс] / Л. К. Лыжова // Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об ученых Российской Федерации и зарубежья Биобиблиографический справочник / ред. Т. А. Острикова; сост. А. Д. Дейкина, И. А. Сотова. - Абакан, 2014. - С. 130-134. - Режим доступа: нет
17.    Правда, Е. А. Из наблюдений над современной речью / Е. А. Правда // Экология языка и речи: материалы международной научной конференции (12?13 ноября 2013) / ред. А. С. Щербак. - Тамбов, 2014. - С. 41-43
18.    Правда, Е. А. К вопросу о способах выражения сравнений в языке русской поэзии / Е. А. Правда // Сопоставительная и славянская филология: история, состояние, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посв. 200-летнему юбилею А.А.Хованского. - Воронеж, 2014. - С. 309-316
19.    Правда, Е. А. К вопросу об отрицательных сравнениях / Е. А. Правда // Известия ВГПУ / ВГПУ - 2014. - №2 (263). - С. 167-169. - ISSN 2309-7078
20.    Правда, Е. А. Книга, чтение и грамотность в зеркале афористики / Е. А. Правда // Культурология: пересечение научных сфер / Сборник статей. Вып. 9. / ред. С. А. Симонова. - Воронеж, 2014. - С. 54-58
21.    Правда, Е. А. Об одном явлении в современном разговорном словообразовании / Е. А. Правда // Сопоставительно-когнитивные исследования : Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5 / ред. М. В. Шаманова, Е. В. Борисова. - Воронеж, 2014. - С. 22-28
22.    Правда, Е. А. Поэтическое сравнение в семантико-функциональном аспекте / Е. А. Правда // Русистика в системе современного научного знания. XXXII Распоповские чтения. Материалы Международной конференции (Воронеж, 6 марта 2014 г.) / ред. Л. М. Кольцова. - Воронеж, 2014. - С. 137-145
23.    Правда, Е. А. Система славянских языков: к принципам описания / Е. А. Правда // Основные тенденции развития русского и других славянских языков в современном мире. Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции (15?16 мая 2014 г., г. Трнава) / ред. Е. М. Маркова, Й.  Догнал. - Брно, 2014. - С. 504?508
24.    Правда, Е. А. Чтение - вот лучшее учение / Е. А. Правда // Книга в современном мире: проблемы чтения и чтение как проблема : материалы международной научной конференции, 25 ? 27 февраля 2014 г. / ред. Ж. В. Грачёва. - Воронеж, 2014. - С. 182-186
25.    Савинков, С. В. "Тамань" М.Ю. Лермонтова: конфликт интерпретаций / С. В. Савинков, Е. В. Соколова // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки / УрГУ - 2014. - № 4 (133). - С. 46 - 50
26.    Савинков, С. В. Отец и сын в мире Лермонтова: логика противостояния / С. В. Савинков // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология / МГУ - 2014. - № 3. - С. 117 - 128
27.    Савинков, С. В. Печорин как "странный" человек…: "вампирический" элемент в романе "Герой нашего времени" / С. В. Савинков, А. А. Фаустов // М.Ю. Лермонтов. Pro et contra. Т.2. / сост. С. В. Савинков, К. Г. Исупов. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 572 - 583
28.    Савинков, С. В. Печорин как герой "времени" / С. В. Савинков // М.Ю. Лермонтов. Pro et contra. Т.2. / сост. С. В. Савинков, К. Г. Исупов. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 584 - 604.
29.    Савинков, С. В. Поэт нашего времени / С. В. Савинков // М.Ю. Лермонтов. Pro et contra. Т.2. / сост. С. В. Савинков. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 584 - 604
30.    Савинков, С. В. Цена "полноты" и "совершенства": Пушкин в рецепции Гоголя / С. В. Савинков // "Учить других потребен гений, потребна сильная душа…". Сборник к юбилею А.Б. Ботниковой / ред. С. Н. Филюшкина, Д. А. Чугунов. - Воронеж, 2014. - С. 138 - 144
31.    Соколова, Е. В. "Тамань" М.Ю. Лермонтова: конфликт интерпретаций / Е. В. Соколова, С. В. Савинков // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4 (133). - С. 46 - 50
32.    Стернин, И. А. Культура речи и грамотность жителей Воронежа // Сопоставительная и славянская филология: история, состояние, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 200-летнему юбилею А.А.Хованского. / И. А. Стернин, Л. Н. Дьякова, Т. В. Тимошина // Филологические записки - 2014. -
33.    Стернин, И. А. Проблемы несистемной семасиологии / И. А. Стернин, Т. В. Тимошина // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 2014. - С. 43-49
34.    Стернин, И. А. Психолингвистическое значение слов боевой, заводной и туз в русском языке / И. А. Стернин, Т. В. Тимошина // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 2014. - С. 210-220
35.    Тимошина, Т. В. "Коммуникативные" значения слов в детской речи / Т. В. Тимошина // Коммуникативные исследования / ред. И. А. Стернин. - Воронеж, 2014. - С. 81-86
36.    Тимошина, Т. В. Групповые семы в психолингвистическом эксперименте / Т. В. Тимошина // Психолингвистика и лексикография. - Воронеж, 2014. - С. 103-112
37.    Тимошина, Т. В. Индивидуальное значение слова (на материале детской речи) / Т. В. Тимошина // Культура общения и ее формирование: Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж, 2014. - С. 134-137
38.    Тимошина, Т. В. Индивидуальное значение слова как сфера незнания подростков / Т. В. Тимошина // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2014. - №3. - С. 64-67. - ISSN 0234-5439, 1814-2958
39.    Тимошина, Т. В. Несистемные значения слова / Т. В. Тимошина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 3(33). Ч.1. - С. 183-186. - ISSN 1997-2911
40.    Тимошина, Т. В. Несистемные семы в семантике слова / Т. В. Тимошина // Общество и Человек: Теоретический и научно-практический журнал по гуманитарным наукам. - 2014. - №1(7). - С. 105-112. - ISSN 2218-9728
41.    Тихонова, Н. А. О некоторых особенностях обучения русскому языку китайских студентов / Н. А. Тихонова, С.  Хао // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей словесников / ред. О. В. Загоровская. - Воронеж, 2014. - С. 420-426 (6 раниц)
42.    Фаустов, А. А. Удодов как лермонтовед (к 90-летию ученого) / А. А. Фаустов, С. В. Савинков // Вестник Воронежского гос. университета. Серия: Проблемы высшего образования / ВГУ - 2014. - № 4. - С. 102 - 105
43.    Черванева, В. А. Быличка и поверье как разные способы передачи информации / В. А. Черванева // Живая старина / ГРЦРФ - 2014. - №1 (81). - С. 33-35. - ISSN 0204-3432
44.    Черванева, В. А. Как покойник "ходит"? Из наблюдений над лексикой физического восприятия в мифологическом тексте / В. А. Черванева // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. / сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. - Москва, 2014. - С. 315-339
45.    Черванева, В. А. Коммуникативная ситуация записи текста как фактор его структуры / В. А. Черванева // Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога: тезисы и материалы Международной школы-конференции / сост. С. Ю. Неклюдов, А. С. Архипова, Д. С. Николаев. - Москва, 2014. - С. 84-87.
46.    Черванева, В. А. О художественном использовании церковнославянизмов у Ахматовой / В. А. Черванева, В. В. Сидельникова // Сопоставительная и славянская филология: история, состояние, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 200-летнему юбилею А.А. Хованского. / ред. Г. Ф. Ковалев. - Воронеж, 2014. - С. 317-322
47.    Черванева, В. А. Особенности наименования человека в мифологических рассказах, или Как зовут покойника? / В. А. Черванева // Сборник научно-популярных статей-победителей конкурса РФФИ 2013 года / ред. В. А. Шахнов. - Москва, 2014. - С. 271-277
48.    Черванева, В. А. Проблема диагностирования пола автора письменного текста: фактор жанра / В. А. Черванева, Т. А. Литвинова, О. А. Литвинова, О. В. Загоровская // Современные исследования социальных проблем. Электронный журнал. - 2014. - №1. - ISSN 2218-7405
49.    Черванева, В. А. Человек естественный и сверхъестественный (по данным языка мифологической прозы) / В. А. Черванева // Антропологический форум / Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН - 2014. - 23. - С. 7-24. - ISSN 1815-8870
50.    Черенкова, А. Д. Лексемы со значением 'чаща, дремучий лес' в русском литературном языке и в русских народных говорах (сопоставительный анализ) [Электронный ресурс] / А. Д. Черенкова // Сопоставительная и славянская филология: история, состояние, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 200-летнему юбилею А.А. Хованского / ред. Г. Ф. Ковалёв. - Воронеж, 2014. - С. 330-339. - Режим доступа: нет
51.    Шпилевая, Г. А. "Язык бала" и "музыка жизни" в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина". / Г. А. Шпилевая // Вестник Томского государственного университета. Филология. / ТГУ - 2014. - 2 (28). - С. 142-150. - ISSN 2310-5046
52.    Шпилевая, Г. А. Война и мир Александра Шпилевого. / Г. А. Шпилевая // 100 лет Первой мировой войны. Материалы научно-практической конференции. - Воронеж, 2014. - С. 130-138


Web Page Maker, create your own web pages.