Доброва Светлана Ивановна. Кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы ВГПУ.
Родилась 10 июля 1968 года в г. Воронеже.
В 1985 году закончила среднюю общеобразовательную школу № 14 в г. Новочеркасске Ростовской области и поступила на факультет русского языка и литературы Воронежского государственного педагогического института.
С 1988 по 1989 год, будучи студенткой выпускного курса, работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 54 г. Воронежа.
В 1989 году закончила факультет русского языка и литературы ВГПИ с красным дипломом по специальности "Русский язык и литература".
С 1989 по 1991 год по распределению работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 55 (сейчас - УВК № 2) г. Воронежа.
С октября 1991 года - ассистент кафедры русского языка ВГПИ.
С 1992 по 1995 год обучалась в очной аспирантуре ВГПУ под руководством доктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Е.Б. Артеменко. Ученая степень кандидата филологических наук присуждена диссертационным советом Воронежского государственного университета 03.12.1998 г. № 13 и утверждена Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации 16.04.1999 г.
С 1999 года - старший преподаватель кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка ВГПУ.
С 2005 года - доцент кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка ВГПУ.
С 1 марта 2007 по 31 августа 2011 - декан факультета русского языка и литературы.
Как декан факультета русского языка и литературы ВГПУ С.И. Доброва с 2007 по 2011 являлась руководителем, проектировщиком и организатором опытно-экспериментальной площадки по формированию новой образовательной среды факультета, проводила активную работу по развитию уровневой системы подготовки специалистов на факультете русского языка и литературы и внедрению инновационных форм учебного процесса на основе требований Болонской декларации. В 2008 году с целью организационно-методического обеспечения и сопровождения опытно-экспериментальной работы организовала специальную серию учебно-методических пособий для преподавателей и студентов "Формирование новой образовательной среды факультета", в рамках которой по рекомендации УМС ВГПУ 5 изданий прошли редакционно-издательскую обработку и опубликованы в качестве учебно-методических пособий для преподавателей и студентов.
С 1 сентября 2011 - заведующий кафедрой теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы ВГПУ.
Читает лекционные курсы "Введение в языкознание", "Теория языка", "Современные вопросы филологии", "Культура речи. Риторика", "Технологии риторического образования", "Методика преподавания риторики", "Вопросы лингвофольклористики", "Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста", "Программирование и алгоритмизация русского правописания", "Методика и методология лингвистических исследований".
Сфера научных интересов - актуальные в рамках антропоцентрической научной парадигмы проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и культуры на разных этапах развития этноса. Доброва С.И. - представитель известной далеко за пределами России Воронежской научной школы лингвофольклористики, отметившей свой пятидесятилетний юбилей и основанной профессором, доктором филологических наук, Заслуженным деятелем науки РФ Е.Б. Артеменко. В 2004 году опубликовала монографию "Эволюция художественных форм фольклора в свете динамики народного мировосприятия", в которой в русле ключевой для современной лингвистики идеи антропоцентричности языка представлена единая эволюционно-генетическая модель развития одного из важнейших приемов поэтического мышления.
Аспекты данной темы Доброва С.И. развивает в научных статьях, в выступлениях на международных, всероссийских и региональных научных, научно-методических конференциях (г.г. Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Курск, Саранск, Орел, Самара, Иваново, Тула, Петрозаводск, Арзамас, Кемерово, Ишим, Иркутск, Екатеринбург, Волгоград, Архангельск и др.), в частности в Государственном республиканском центре русского фольклора (г. Москва). В 2007 г. принимала участие в работе VII Конгресса этнографов и антропологов России (г. Саранск). В 2006 и 2010 выступала с докладами и презентацией своих трудов на Первом и Втором Всероссийских конгрессах фольклористов (г. Москва), в 2010 участвовала в работе II Конгресса РОПРЯЛ "Русский язык и культура в пространстве Русского мира" (г. Санкт-Петербург). Имеются публикации в зарубежных изданиях (Чехия, Польша).
Работает над докторской диссертацией.
В центральной и региональной печати опубликовано свыше 160 работ по различным вопросам языкознания.
Методический потенциал научного исследования реализуется в практике преподавания в педагогическом университете, в Воронежской государственной академии искусств (годовой курс "Поэтика фольклора. Лингвофольклористика").
Является руководителем Научного студенческого общества "Традиционная народная культура", созданного в 2006 году.
Вдова. Имеет троих детей.
Основные публикации.
1. Образный параллелизм в его структурно-семантических модификациях. Автореф. дис. канд. филолог. наук. Воронеж, 1998.- 23 с.
2. Механизмы формирования фольклорной символической образности // Художественный мир традиционной культуры. М.: ГРЦРФ, 2001. - С. 210-227.
3. Символический концепт и формы его реализации в структуре образных параллелизмов народной лирики // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 9. Сб. научных статей по материалам конференции. М.: ГРЦРФ, 2006. С. 66-85.
4. Антропоморфизация объектов природы в фольклорно-языковой картине мира // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том III. М., ГРЦРФ, 2006. - С. 161-180.
5. Многоуровневая взаимосвязь мифологического образа Мирового древа и фольклорного образа древа семьи // Славянские языки и культура. Материалы Международной научной конференции. (Тула, 17-19 мая 2007 г.): Языковые средства и способы кодировки культурных знаний. Тула, Издательство "Петровская Гора", 2007. - С. 84-88.
6. Феномен содержательной трансформации образного параллелизма в фольклорном тексте // Лингвофольклористика на рубеже XX-XXI вв.: итоги и перспективы: Сборник докладов на Международном научном семинаре (10-12 сентября 2007 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. - С. 30-41.
7. Эволюция народного мировосприятия в художественных образах // Традиционная культура: Научный альманах № 2 (26)/2007. М., 2007. - С. 99-107.
8. Эволюция художественных форм фольклора в свете динамики народного мировосприятия: Монография // Воронеж: ВГПУ, 2004. - 175 с.
9. Эволюционно-генетическая модель развития приема поэтического мышления: методологический аспект // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения [Текст]: материалы научной региональной конференции 2008 г. / Воронежский государственный университет. - Воронеж: Научная книга, 2009. - 280 с. - (Афанасьевский сборник: материалы и исследования; Вып.VII). - С. 226-240.
10. Концептуальные основы феномена формализации приема поэтического мышления в фольклорном тексте // Славянская традиционная культура и современный мир. Комплексные исследования традиционной культуры в постсоветский период: сб. научных статей. Вып. 14. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2011. С. 160-179.
11. Эволюционно-генетический и лингвокультурологический аспекты исследования фольклорно-языковой картины мира // Русский язык и культура в пространстве Русского мира: Материалы II Конгресса РОПРЯЛ. Санкт-Петербург, 26-28 октября 2010. / Под ред. Е.Е. Юркова, Т.И. Поповой, И.М. Вознесенской, А.С. Шатилова. - В двух частях. - Т. 1. - СПб.: Издательский дом "МИРС", 2010. С. 174-181.
12. Риторика (учебное пособие) // Риторика: учебное пособие. Воронеж: ВГПУ, 2008. - 238 с.
13. Инновационные формы организации учебного процесса: балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов (1 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей/ С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) // Воронеж: ВГПУ, 2008. - 56 с.
14. Инновационные формы организации учебного процесса: балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов (2 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей/ С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) Воронеж: ВГПУ, 2009. - 52 с.
15. Инновационные формы организации учебного процесса: нелинейная организация учебного процесса (3 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) Воронеж: ВГПУ, 2009. - 88 с.
16. Инновационные формы организации учебного процесса: нелинейная организация учебного процесса (4 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) Воронеж: ВГПУ, 2010. - 114 с.
17. Инновационные формы организации учебного процесса: модульная система организации образовательного процесса (5 семестр): учебно-методическое пособие / С.И. Доброва [и др.]. Воронеж: ВГПУ, 2011. - 79 с.
18. Тематическая группа "Растительный мир (фитонимы)" в фольклорно-языковой картине мира // Известия Научно-координационного центра по профилю "Филология" (ВГПУ-ВОИПКРО). Вып. Х: В 2-х т. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2012. - Т.1. - С. 194-196.
19. Эволюционно-генетический аспект сравнительно-сопоставительных формул в былинном тексте ( в соавторсиве с Л.Е. Скрыпниковой) // Известия Научно-координационного центра по профилю "Филология" (ВГПУ-ВОИПКРО). Вып. Х: В 2-х т. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2012. - Т.1. - С. 196-199.
20. Концептуальные основы феномена стереоскопии фольклорного текста // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. Материалы ежегодной международной конференции. Екатеринбург, 3-4 февраля 2012 г. [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. - Ч.II. - С.147-154.
21. Типология символических концептов в фольклорном тексте // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики / Сборник тезисов докладов ежегодной международной конференции. Екатеринбург, 3-4 февраля 2012 г. [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. - С. 88-89.
22. Концептуальная сфера объекта магического воздействия в заговорном тексте // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 8 февраля 2012 г / сост. А.В. Простов, Н.Н. Остринская [и др.]. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. - С. 318-324.
23. Феномен символической стереоскопии фольклорного текста // Русское национальное сознание в его языковом воплощении: прошлое, настоящее, будущее. ХХХ Распоповские чтения: Материалы Международной конференции, Воронеж, 2-4 марта 2012г. / Под ред. Л.М. Кольцовой. Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2012. С. 58-64.
24. Специфика формул обмена в параллелизмах заговорного текста // Русское слово: прошлое, настоящее, будущее [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 17-18 мая 2012 г. / отв. Ред. С.Н. Пяткин; АГПИ им. А. П. Гайдара. - Арзамас : АГПИ, 2012 487, [1] с. - С. 119-124.
25. Специфика символической реализации ядерных концептов в фольклорном тексте // Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: концепции и перспективы [Текст]: материалы Второй Междунар. заоч. зауч.-метод. конф., г. Волгоград, 16 апр. 2012 г. / Т.Н. Астафурова (отв. ред.) [и др.]. - Волгоград: Изд.во ВолГУ, 2012. - С. 102-107.
26. Специфика концептуализации и категоризации человеческого опыта в фольклорно-языковой картине мира // Проблемы концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности [Текст]: материалы 6-й Всероссийской научной конференции. - Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2012. - С, 56-64.
27. Типология символических образов в фольклорном тексте: принципы разграничения и механизмы формирования // Materi?ly VIII mezin?rodn? v?decko - praktick? konference "Dny v?dy - 2012". - D?l 51. Filologick? v?dy: Praha. Publishing House "Education and Science" s.r.o - 88 stran. - S. 63-73.
28. Человек в риторическом многообразии его личности: моделирование "тела речи" в проекции на риторические стратегии и тактики // Русский язык в контексте национальной культуры: материалы II Междунар. науч. конф., Саранск, 23-26 мая 2012 г. / редкол.: В.В. Шигуров (отв. ред.) [и др.]. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. - С. 318-323.
29. Ambivalent nature and evolution of the phenomenon of detail of an image-symbol of the folklore text / Амбивалентный характер и эволюция феномена детализации образа-символа в фольклорном тексте // Materia?y VIII Mi?dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji "Aktualne problemy nowoczesnych nauk - 2012" Volume 23. Filologiczne nauki.: Przemy?l. Nauka i studia - 112 str. - S.43-53.
30. Особенности представления объекта магического воздействия в заговорном тексте // Научные труды преподавателей и студентов гуманитарного факультета. Выпуск 1 / [ред. колл.; В.В. Килейников (отв. ред.)]. - Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2012. - С. 214-222.
31. Параллелизмы-биномы в заговорном тексте // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сборник статей: материалы научной региональной конференции 2012 г. / Воронежский государственный университет. - Воронеж: Научная книга, 2012. (Афанасьевский сборник: материалы и исследования; Вып. XII). - C. 281-294.
32. Семантика субъектного плана в формулах параллелизмов-биномов (на материале заговорных текстов) // Язык как функционирующая система: Доклады международной заочной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения профессора Александра Николаевича Гвоздева (г. Самара, 21 сентября 2012 года) / Поволжская государственная академия. - Самара: ПГСГА, 2013. - С.73-79.
33. Специфика образов тематической группы "Животный мир" в фольклорно-языковой картине мира // Известия Научно-координационного центра по профилю "Филология" (ВГПУ-ВОИПКРО). Вып. ХI: В2-х т. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. - Т.1. - С. 154-158.
34. Семантика субъектного плана и типология формул параллелизмов-биномов (на материале заговорных текстов) // Известия ВГПУ, том 260, №1/2013. Гуманитарные науки. - С.193-199.
35. "…нечто, относящееся к образованию и мудрости": типология и функции параллелистических формул в библейском тексте // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы VII международной научно-практической конференции / Науч. ред. А.Д.Черенкова. Воронеж: ВГПУ, 2013. С. 207-215.