САЙТ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГПУ


СОТРУДНИКИ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Доброва Светлана Ивановна. Кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы ВГПУ.
Родилась 10 июля 1968 года в г. Воронеже.
В 1985 году закончила среднюю общеобразовательную школу № 14 в г. Новочеркасске Ростовской области и поступила на факультет русского языка и литературы Воронежского государственного педагогического института.
С 1988 по 1989 год, будучи студенткой выпускного курса, работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 54 г. Воронежа.
В 1989 году закончила факультет русского языка и литературы ВГПИ с красным дипломом по специальности "Русский язык и литература".
С 1989 по 1991 год по распределению работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 55 (сейчас - УВК № 2) г. Воронежа.
С октября 1991 года - ассистент кафедры русского языка ВГПИ.
С 1992 по 1995 год обучалась в очной аспирантуре ВГПУ под руководством доктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Е.Б. Артеменко. Ученая степень кандидата филологических наук присуждена диссертационным советом Воронежского государственного университета 03.12.1998 г. № 13 и утверждена Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации 16.04.1999 г.
С 1999 года - старший преподаватель кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка ВГПУ.
С 2005 года - доцент кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка ВГПУ.
С 1 марта 2007 по 31 августа 2011 - декан факультета русского языка и литературы.
Как декан факультета русского языка и литературы ВГПУ С.И. Доброва с 2007 по 2011 являлась руководителем, проектировщиком и организатором опытно-экспериментальной площадки по формированию новой образовательной среды факультета, проводила активную работу по развитию уровневой системы подготовки специалистов на факультете русского языка и литературы и внедрению инновационных форм учебного процесса на основе требований Болонской декларации. В 2008 году с целью организационно-методического обеспечения и сопровождения опытно-экспериментальной работы организовала специальную серию учебно-методических пособий для преподавателей и студентов "Формирование новой образовательной среды факультета", в рамках которой по рекомендации УМС ВГПУ 5 изданий прошли редакционно-издательскую обработку и опубликованы в качестве учебно-методических пособий для преподавателей и студентов. 
С 1 сентября 2011 - заведующий кафедрой теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы ВГПУ.
Читает лекционные курсы "Введение в языкознание", "Теория языка", "Современные вопросы филологии", "Культура речи. Риторика", "Технологии риторического образования", "Методика преподавания риторики", "Вопросы лингвофольклористики", "Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста", "Программирование и алгоритмизация русского правописания", "Методика и методология лингвистических исследований".
Сфера научных интересов - актуальные в рамках антропоцентрической научной парадигмы проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и культуры на разных этапах развития этноса. Доброва С.И. - представитель известной далеко за пределами России Воронежской научной школы лингвофольклористики, отметившей свой пятидесятилетний юбилей и основанной профессором, доктором филологических наук, Заслуженным деятелем науки РФ Е.Б. Артеменко. В 2004 году опубликовала монографию "Эволюция художественных форм фольклора в свете динамики народного мировосприятия", в которой в русле ключевой для современной лингвистики идеи антропоцентричности языка представлена единая эволюционно-генетическая модель развития одного из важнейших приемов поэтического мышления.
Аспекты данной темы Доброва С.И. развивает в научных статьях, в выступлениях на международных, всероссийских и региональных научных, научно-методических конференциях (г.г. Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Курск, Саранск, Орел, Самара, Иваново, Тула, Петрозаводск, Арзамас, Кемерово, Ишим, Иркутск, Екатеринбург, Волгоград, Архангельск и др.), в частности в Государственном республиканском центре русского фольклора  (г.  Москва). В 2007 г. принимала участие в работе VII Конгресса этнографов и антропологов России (г. Саранск). В 2006 и 2010 выступала с докладами и презентацией своих трудов на Первом и Втором Всероссийских конгрессах фольклористов (г. Москва), в 2010 участвовала в работе II Конгресса РОПРЯЛ "Русский язык и культура в пространстве Русского мира" (г. Санкт-Петербург). Имеются публикации в зарубежных изданиях (Чехия, Польша).
Работает над докторской диссертацией.
В центральной и региональной печати опубликовано свыше 160 работ по различным вопросам языкознания.
Методический потенциал научного исследования реализуется в практике преподавания в педагогическом университете, в Воронежской государственной академии искусств (годовой курс "Поэтика фольклора. Лингвофольклористика").
Является руководителем Научного студенческого общества "Традиционная народная культура", созданного в 2006 году.
Вдова. Имеет троих детей.
Основные публикации.
1. Образный параллелизм в его структурно-семантических модификациях. Автореф. дис. канд. филолог. наук. Воронеж, 1998.- 23 с.
2. Механизмы формирования фольклорной символической образности // Художественный мир традиционной культуры. М.: ГРЦРФ, 2001. - С. 210-227.
3. Символический концепт и формы его реализации в структуре образных параллелизмов народной лирики // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 9. Сб. научных статей по материалам конференции. М.: ГРЦРФ, 2006. С. 66-85.
4. Антропоморфизация объектов природы в фольклорно-языковой картине мира // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том III. М., ГРЦРФ, 2006. - С. 161-180.
5. Многоуровневая взаимосвязь мифологического образа Мирового древа и фольклорного образа древа семьи // Славянские языки и культура. Материалы Международной научной конференции. (Тула, 17-19 мая 2007 г.): Языковые средства и способы кодировки культурных знаний. Тула, Издательство "Петровская Гора", 2007. - С. 84-88.
6. Феномен содержательной трансформации образного параллелизма в фольклорном тексте // Лингвофольклористика на рубеже XX-XXI вв.: итоги и перспективы: Сборник докладов на Международном научном семинаре (10-12 сентября 2007 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. - С. 30-41.
7. Эволюция народного мировосприятия в художественных образах // Традиционная культура: Научный альманах № 2 (26)/2007. М., 2007. - С. 99-107.
8. Эволюция художественных форм фольклора в свете динамики народного мировосприятия: Монография // Воронеж: ВГПУ, 2004. - 175 с.
9. Эволюционно-генетическая модель развития приема поэтического мышления: методологический аспект // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения [Текст]: материалы научной региональной конференции 2008 г. / Воронежский государственный университет. - Воронеж: Научная книга, 2009. - 280 с. - (Афанасьевский сборник: материалы и исследования; Вып.VII). - С. 226-240.
10. Концептуальные основы феномена формализации приема поэтического мышления в фольклорном тексте // Славянская традиционная культура и современный мир. Комплексные исследования традиционной культуры в постсоветский период: сб. научных статей. Вып. 14. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2011. С. 160-179.
11. Эволюционно-генетический и лингвокультурологический аспекты исследования фольклорно-языковой картины мира // Русский язык и культура в пространстве Русского мира: Материалы II Конгресса РОПРЯЛ. Санкт-Петербург, 26-28 октября 2010. / Под ред. Е.Е. Юркова, Т.И. Поповой, И.М. Вознесенской, А.С. Шатилова. - В двух частях. - Т. 1. - СПб.: Издательский дом "МИРС", 2010. С. 174-181.
12. Риторика (учебное пособие) // Риторика: учебное пособие. Воронеж: ВГПУ, 2008. - 238 с.
13. Инновационные формы организации учебного процесса: балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов (1 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей/ С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) // Воронеж: ВГПУ, 2008. - 56 с.
14. Инновационные формы организации учебного процесса: балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов (2 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей/ С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) Воронеж: ВГПУ, 2009. - 52 с. 
15. Инновационные формы организации учебного процесса: нелинейная организация учебного процесса (3 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) Воронеж: ВГПУ, 2009. - 88 с. 
16. Инновационные формы организации учебного процесса: нелинейная организация учебного процесса (4 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) Воронеж: ВГПУ, 2010. - 114 с.
17. Инновационные формы организации учебного процесса: модульная система организации образовательного процесса (5 семестр): учебно-методическое пособие / С.И. Доброва [и др.]. Воронеж: ВГПУ, 2011. - 79 с.
18. Тематическая группа "Растительный мир (фитонимы)" в фольклорно-языковой картине мира // Известия Научно-координационного центра по профилю "Филология" (ВГПУ-ВОИПКРО). Вып.   Х: В 2-х т. -  Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2012. - Т.1. - С. 194-196.
19. Эволюционно-генетический аспект сравнительно-сопоставительных формул в былинном тексте ( в соавторсиве с Л.Е. Скрыпниковой) // Известия Научно-координационного центра по профилю "Филология" (ВГПУ-ВОИПКРО). Вып.   Х: В 2-х т. -  Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2012. - Т.1. - С. 196-199.
20. Концептуальные основы феномена стереоскопии фольклорного текста // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. Материалы ежегодной международной конференции. Екатеринбург, 3-4 февраля 2012 г. [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. - Ч.II. - С.147-154.
21. Типология символических концептов в фольклорном тексте // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики / Сборник тезисов докладов ежегодной международной конференции. Екатеринбург, 3-4 февраля 2012 г. [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург,  2012. - С. 88-89.
22. Концептуальная сфера объекта магического воздействия в заговорном тексте // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 8 февраля 2012 г / сост. А.В. Простов, Н.Н. Остринская [и др.]. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. - С. 318-324.
23. Феномен символической стереоскопии фольклорного текста // Русское национальное сознание в его языковом воплощении: прошлое, настоящее, будущее. ХХХ Распоповские чтения: Материалы Международной конференции, Воронеж, 2-4 марта 2012г. / Под ред. Л.М. Кольцовой. Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2012. С. 58-64.
24. Специфика формул обмена в параллелизмах заговорного текста // Русское слово: прошлое, настоящее, будущее [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 17-18 мая 2012 г. / отв. Ред. С.Н. Пяткин; АГПИ им. А. П. Гайдара. - Арзамас : АГПИ, 2012 487, [1] с. - С. 119-124.
25. Специфика символической реализации ядерных концептов в фольклорном тексте // Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: концепции и перспективы [Текст]: материалы Второй Междунар. заоч. зауч.-метод. конф., г. Волгоград, 16 апр. 2012 г. / Т.Н. Астафурова (отв. ред.) [и др.]. - Волгоград: Изд.во ВолГУ, 2012. - С. 102-107.
26. Специфика концептуализации и категоризации человеческого опыта в фольклорно-языковой картине мира // Проблемы концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности [Текст]: материалы 6-й Всероссийской научной конференции.  - Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2012. - С, 56-64.
27. Типология символических образов в фольклорном тексте: принципы разграничения и механизмы формирования // Materi?ly VIII mezin?rodn? v?decko - praktick? konference  "Dny v?dy - 2012". - D?l 51. Filologick? v?dy: Praha. Publishing House "Education and Science" s.r.o - 88 stran. - S. 63-73.
28. Человек в риторическом многообразии его личности:  моделирование "тела речи" в проекции на риторические стратегии и тактики // Русский язык в контексте национальной культуры: материалы  II Междунар. науч. конф., Саранск, 23-26 мая 2012 г. / редкол.: В.В. Шигуров (отв. ред.) [и др.]. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. - С. 318-323.
29. Ambivalent nature and evolution of the phenomenon of detail of an image-symbol of the folklore text / Амбивалентный характер и эволюция феномена детализации образа-символа в фольклорном тексте // Materia?y VIII Mi?dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji "Aktualne problemy nowoczesnych nauk - 2012"  Volume 23.  Filologiczne nauki.: Przemy?l.  Nauka i studia  - 112 str. - S.43-53.
30. Особенности представления объекта магического воздействия в заговорном тексте // Научные труды преподавателей и студентов гуманитарного факультета. Выпуск 1 / [ред. колл.; В.В. Килейников (отв. ред.)]. - Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2012. - С. 214-222.
31. Параллелизмы-биномы в заговорном тексте // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сборник статей: материалы научной региональной конференции 2012 г. / Воронежский государственный университет. - Воронеж: Научная книга, 2012. (Афанасьевский сборник: материалы и исследования; Вып. XII). - C. 281-294.
32. Семантика субъектного плана в формулах параллелизмов-биномов (на материале заговорных текстов) // Язык как функционирующая система: Доклады  международной заочной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения профессора Александра Николаевича Гвоздева (г. Самара, 21 сентября 2012 года) / Поволжская государственная академия. - Самара: ПГСГА, 2013. - С.73-79.
33. Специфика образов тематической группы "Животный мир" в фольклорно-языковой картине мира // Известия Научно-координационного центра по профилю "Филология" (ВГПУ-ВОИПКРО). Вып. ХI: В2-х т. -  Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. - Т.1. - С. 154-158.
34. Семантика субъектного плана и типология формул параллелизмов-биномов (на материале заговорных текстов) // Известия ВГПУ, том 260, №1/2013. Гуманитарные науки. - С.193-199.
35. "…нечто, относящееся к образованию и мудрости": типология и функции параллелистических формул в библейском тексте // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы VII международной научно-практической конференции / Науч. ред. А.Д.Черенкова. Воронеж: ВГПУ, 2013. С. 207-215.


Алексеева Ольга Владимировна. Доктор педагогических наук, доцент.
Родилась 15 ноября 1955 года в г. Нижний Тагил Свердловской области. В 1973 году окончила среднюю школу г. Воронежа с золотой медалью и поступила в Воронежский государственный педагогический институт.  Окончила факультет русского языка и литературы ВГПИ в 1977 году с отличием по специальности «учитель русского языка и литературы». С 1977 по 1990 годы работала в учреждениях народного образования г. Воронежа учителем (средняя школа №5), заместителем директора по учебно-воспитательной работе (средняя школа №9), методистом по русскому языку и литературе городского методического кабинета.
С 1990 года преподаёт в Воронежском государственном педагогическом институте (университете). 
1996 - 2000 г.г.   –  учёба в  заочной аспирантуре на кафедре методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета. В 2000 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Использование изложений в процессе изучения морфологии в 5 – 7 классах» в рамках научной методической школы М. Т. Баранова (МПГУ). 
В 2006 году присвоено учёное звание доцента по кафедре общего языкознания и методики преподавания русского языка. 
2007 - 2010 г.г. – докторантура на кафедре  методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета.  21 февраля 2011 года в МПГУ успешно защищена диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук на тему «Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка» по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык).
Читает лекционные курсы: «Технологии и методики преподавания русского языка», «Теория и методика обучения русскому языку», «Теория и методика развития речи детей», «Прогрессивные технологии обучения русскому языку», «Детская речь».
Сфера научных интересов: формирование коммуникативной компетенции школьников, диагностика речи учащихся.
Список научных трудов насчитывает  более 70  наименований. Из них  монография, 7 учебно-методических пособий, 13 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов научных исследований.
Награждена Почётной грамотой Воронежской областной Думы (2011).
Список основных научно-методических публикаций:
1.  Алексеева О.В. Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе русского языка: Монография. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – 186 с.   
2.  Алексеева, О.В. Функциональный подход к изучению глагола в школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: Изд-во Воронежского госпедуниверситета, 2004. – 126 с.
3. Алексеева О.В. Траектория функциональности в преподавании русского языка // Наука и школа. – 2009. – №4. – С.30–33.  
4. Алексеева О.В. Путь «от текста к тексту» (Функциональный подход при изучении грамматики) // Русский язык в школе. – 2008. – №8. –  С.15-18.   
5. Алексеева О.В. Текстовое образовательное пространство современного урока русского языка // Наука и школа. – 2010. – №1. –  С.80–85.   
6.  Алексеева, О.В. Лингвостилистический анализ текста на уроке грамматики при функциональном подходе к изучению единиц языка //  Вестник Московского государственного областного университета. Серия « Педагогика».  – №1. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – С.99–103.   
7. Алексеева О.В. Содержательный компонент урока морфологии при функциональном подходе к изучению единиц языка // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №9. – С.86–90.   
8. Алексеева О.В. Современный урок морфологии (К проблеме реализации приоритетных подходов к обучению) // Русский язык в школе. – 2010. – №4. – С. 3–9.  
9. Алексеева О.В. Урок-исследование в методике функционального подхода к изучению морфологии // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №2. – С.31–35.  
10.  Алексеева О.В. Творческие мастерские как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся // Русский язык в школе. – 2010. –№3. – С.9–13.
11. Алексеева О.В. Лингвостилистический анализ текста при подготовке к изложению: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: Изд-во Воронежского госпедуниверситета, 2004. – 49 с.   
12. Алексеева О.В. Проектируем исследовательскую деятельность студентов в методике функционального подхода к изучению языка: учебно-методическое пособие. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. –    68 с.   
13. Алексеева, О.В. Практикум: анализ урока русского языка: учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – 72 с.  
14. Алексеева, О.В. Методика преподавания русского языка: Пособие для самостоятельной работы. – Воронеж: ВГПУ, 2009.  –   112 с.  
15. Алексеева О.В. Методика обучения по профилю «Русский язык»: Пособие для самостоятельной работы.- Воронеж,  ВГПУ, 2013. 
16. Алексеева О.В. Теория и методика обучения русскому языку. Развитие речи: сочинение. – Воронеж, ВГПУ, 2013. 
17. Алексеева О.В. Функциональный подход в парадигме антропоцентрического образования // Исследовательский поиск в русле методических традиций (К юбилею профессора А. П. Еремеевой): коллективная монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2013.
18. Алексеева О.В. Возможности функционального подхода в воспитании на уроках русского языка // Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: слово – история – искусство: Коллективная монография. - Москва: МПГУ, Ярославль: Ремдер. 2013. 
19. Алексеева О.В. Теоретико-методологические основы реализации функционального принципа на уроке морфологии в школе // Научно-методическое наследие М.Т.Баранова: идеи и воплощение (К 90-летию со дня рождения учёного) : коллективная монография. Москва : Баласс, 2014. С. 21 – 27. 
20. Алексеева О.В. Текст как формирующий модуль развития коммуникативной компетенции школьников в курсе морфологии (к проблеме реализации функционального принципа) // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (К юбилею профессора А.Д. Дейкиной): коллективная монография. – Москва - Пермь : ОТ и ДО, 2014. С. 116 - 132.

Шпилевая Галина Александровна. Доктор филологических наук, профессор кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы гуманитарного факультета Воронежского государственного педагогического университета.
Родилась в 1957 г. в Воронежском Павловске.
Выпускница филологического факультета Воронежского государственного университета. Училась у проф. А.М. Абрамова, доц. П.А. Бороздиной, проф. А.Б. Ботниковой, проф. И.П. Распопова, проф. З.Д. Поповой, проф. В.И. Собинниковой, проф. В.П. Скобелева.
Кандидатская диссертация посвящена очеркистике Г.И. Успенского. Тема диссертации: "Жанровая эволюция циклов Г.И. Успенского ("Нравы Растеряевой улицы", "Разоренье", "Власть земли") (1993 г.). Тема докторской диссертации - "Динамика прозы Н.А. Некрасова: художественный метод и стиль, жанр и межродовые отношения" (2007 г.).
Преподавательскую деятельность начала в 1979 г. в воронежской средней школе, продолжила в Воронежском государственном педагогическом институте.
Основные курсы: "История русской литературы XIX века (вторая половина)", "Теория литературы", "Анализ художественного текста".
Участница и организатор многих научных конференций и чтений.
В сферы научных интересов входит творчество А.С. Пушкина, В.С. Высоцкого, Н.А. Некрасова, стиховедение, жанрология.
Автор монографии "Динамика прозы Н.А. Некрасова", более 80-ти научных работ и учебных пособий по истории и теории литературы.
Основные публикации:
Динамика прозы Н.А. Некрасова. - Воронеж, 2006. 270 с.
О сюжетной модели "соблазнения" в ранних прозаических произведениях Н.А. Некрасова // Карабиха. Вып. 4. - Ярославль, 2006.  - С. 66 - 72.
Шпилевая Г.А. Н. Некрасов и В. Высоцкий: "о несходстве сходного" // Вестник ВГУ, 2006. - С. 271 - 280.
О межродовых связях в творчестве Н.А. Некрасова // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2006. - С. 166 - 172.
Прозаические интенции в "петербургском" стихотворении Н.А. Некрасова // Печать и слово Санкт - Петербурга. 2007.  - С. 107 - 110.
"Жизнь и похождения Тихона Тростникова" Н.А. Некрасова и традиции авантюрного романа // Некрасовский сборник. Вып XIV. - СПб: РАН ИРЛИ (Пушкинский Дом). - С. 103 - 111.
О "сдвиге форм" в лирике В. Высоцкого // Русская литература XX - XXI веков: проблемы теории и методологии изучения.  - М.: МГУ. 2008. - С. 241 - 244.
Антимиф Петербурга в лирике В. Высоцкого (к вопросу о смещении форм) // Печать и слово Санкт - Петербурга.  - СПб., 2008.  - С. 230 - 237.
"Антипушкинский" сюжет у Н.А. Некрасова // Карабиха. Вып. VI.  - Ярославль, 2009. - С. 39 - 45.
Провинциальный текст прозы Н.А. Некрасова 1840 - 1850 гг. // Музейный сборник. - М., 2009. - С. 24 - 33.
О взаимодействии лексико-семантических сфер в поэзии В. Высоцкого // Владимир Высоцкий: исследования и материалы. 2007 - 2009. - Воронеж. - С. 62 - 71.
О композиции стихотворения А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом" // Наследие А.Т. Твардовского в диалоге с прошлым, настоящим и будущим. - Воронеж, 2010. - С. 262 - 267.
Петербургское издание М.Ф. Де-Пуле // Печать и слово Санкт-Петербурга. - СПб, 2011. - С. 107 - 112.
Об одном из аспектов образа свободы в творчестве А.С. Пушкина и В.С. Высоцкого // Материалы Михайловских Пушкинских чтений. Вып. 52. 2011. - С. 135 - 140.
О структурообразующей роли гротеска в повести В.С. Высоцкого "Жизнь без сна (Дельфины и психи)" // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2009 - 2011 гг. - С. 45 - 51. 
Шпилевая Г.А. "Язык бала" и "музыка жизни" в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 2 (28). С. 142 - 150.
Шпилевая Г.А. В.С. Высоцкий в польском литературоведении и культуре (социальный и антропологический аспекты) // W kregu problemow antropologii literatury. Wydawnictwo uniwersytetu w Bialymstoku. 2013. C. 259 - 267.
Шпилевая Г.А. , Савчук И.Н. Образ В.С. Высоцкого в художественных произведениях писателей-современников (попытка систематизации) // Владимир Высоцкий - XXI век. Новосибирск, 2014. С. 151 - 162.
Шпилевая Г.А. Учебное пособие к курсу "Литературоведение". Воронеж: Эхо, 2013. 32. с.
Шпилевая Г.А. О поэзии и прозе В.С. Высоцкого. Воронеж: Эхо, 2013. 112 с.
Об одной из "бытийных метафор" в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" // Материалы Толстовских чтений 2013 г. и Гороховских чтений 2013 г. в Государственном музее Л.Н Толстого. - М.: Оригинал-макет, 2014. - С. 89 - 98.

Правда Елена Александровна. Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы
    После окончания с отличием в 1985 г. филологического факультета Воронежского государственного университета и года работы учителем русского языка и литературы в средней школе № 82 г. Воронежа преподавала русский язык как иностранный и культуру научной речи в Воронежской государственной технологической академии.
    Учёба в аспирантуре при ВГУ под руководством проф. А.М.Ломова завершилась в 1995 г. успешной защитой кандидатской диссертации на тему "Односоставные признаковые предложения в русском языке".
    В течение почти 7 лет работала в вузах Сербии и Словакии, помогая в подготовке переводчиков и учителей русского языка.
    С 2004 г. трудится в ВГПУ. Специализируется на преподавании лингвистических дисциплин, в частности ведёт занятия по латинскому языку и современным славянским языкам. Основные лекционные курсы: "Введение в славянскую филологию", "Современный русский язык с основами языкознания", "История и методология языкознания".
    В центре научных интересов: сопоставительное исследование синтаксиса и лексики славянских языков, вопросы афористики, изучение выразительных средств художественной речи.
    Является автором и соавтором 135 публикаций, в том числе 16 учебных и учебно-методических пособий. Некоторые работы выпущены за рубежом; ряд статей опубликован в изданиях ВАК и других рецензируемых научных журналах.
    Публикации за последние годы:
Из наблюдений над современной речью // Экология языка и речи: мат-лы междунар. науч. конф. (12-13 нояб. 2013) / отв. ред. А.С.Щербак. - Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2014.- С. 41-43.
Система славянских языков: к принципам описания // Основные тенденции развития русского и других славянских языков в современном мире. Сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч. конф. (15-16 мая 2014 г., г. Трнава)- Брно, 2014. - С. 504-508.
Об одном явлении в современном разговорном словообразовании// Сопоставительно-когнитивные исследования. Вып. 5. - Воронеж: Истоки, 2014. - С. 22-28.
Жизнь древних римлян в зеркале латинской афористики. Научно-популярное издание. - Воронеж: ОАО "Воронежская областная типография", 2014. - 100 с. (в соавторстве с Г.А.Волохиной и М.Ф.Дашковой).
Чтение - вот лучшее учение // Книга в современном мире: проблемы чтения и чтение как проблема: мат-лы междунар. науч. конф., 25 - 27 февр. 2014 г. - Воронеж: ВГУ, 2014. - С. 182 - 186.
К вопросу об отрицательных сравнениях// Известия ВГПУ. - № 2 (263). - 2014. - С. 167 - 169.
К вопросу о способах выражения сравнений в языке русской поэзии// Сопоставительная и славянская филология: история, состояние, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посв. 200-летнему юбилею А.А.Хованского. -  Воронеж: Кварта, 2014. -  С. 309-316.
Поэтическое сравнение в семантико-функциональном аспекте// Русистика в системе современного научного знания. XXXII Распоповские чтения. Материалы Международной конференции (Воронеж, 6 марта 2014 г.). - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2014. -  С. 137-145.
Книга, чтение и грамотность в зеркале афористики// Культурология: пересечение научных сфер/ Сборник статей. Вып. 9. - Воронеж: Кварта, 2014. - С. 44-48. Язык и культура славян. Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2015. - 112 с.
Отрицательные сравнения в языке русской поэзии// Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: история и современность: сб. науч. тр. - Вып. III. - М.: ИИУ МГОУ, 2015. - С. 236-241.
Сравнения в языке поэзии М.Ю.Лермонтова: способы выражения// Грамматические учения в XXI веке: традиции и перспективы. XXXIII Распоповские чтения, посв. 90-летию со дн. рожд.  проф. И.П.Распопова и 80-летию со дня рожд. проф. А.М.Ломова. мат-лы Межд. конф. (Воронеж, 13-14 марта 2015 г.). - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2015.- С. 128-137.
Способы выражения сравнений в языке русской поэзии: ядерные структуры// Известия ВГПУ.- 2015. - № 2 (267). - С. 160-164.
Предметы сравнений в языке поэзии М.Ю.Лермонтова// Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: мат-лы VIII междунар. науч.-практ. конф./ науч. ред. А.Д.Черенкова. - Воронеж: ВГПУ, 2015. - С. 112-119.



Черванева Виктория Алексеевна. Кандидат филологических наук. Доцент кафедры.
Дата рождения - 25 мая 1978 г.
В 1999 г. окончила факультет русского языка и литературы  Воронежского государственного педагогического университета и поступила в аспирантуру под руководством профессора, заслуженного деятеля науки РФ Е.Б. Артеменко. В 2003 году успешно защитила кандидатскую диссертацию "Квантитативный аспект фольклорно-языковой картины мира (количественные характеристики концептов пространства и времени в их объективации вербальными средствами русской волшебной сказки)" по специальности 10.02.01 - русский язык.
С 1999 г. по 2004 г. Черванева В.А. работала в качестве учителя русского языка и литературы в МОУ "Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1", с 1 сентября 2004 г. перешла на работу в вуз.
Основные лекционные курсы в ВГПУ - "Старославянский язык", "История русского литературного языка".
Научные интересы Черваневой В.А. связаны с языком фольклора, традиционной народной культурой, когнитивной лингвистикой, этнолингвистикой, проблемами массовой коммуникации. Ею опубликовано около 100 печатных работ.
С 2013 года В.А. Черванева является докторантом Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета (Москва).

Список основных опубликованных работ В.А. Черваневой
1.    монография (в соавторстве с проф. Е.Б. Артеменко)
Черванева В.А. Пространство и время в фольклорно-языковой картине мира (на материале эпических жанров): Монография / В.А. Черванева, Е.Б. Артеменко. - Воронеж: ВГПУ, 2004. - 184с.
2.    учебные пособия
Черванева В.А. Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения: Учебное пособие / В.А. Черванева. - Воронеж: ВГПУ, 2007. - 19 с.
Черванёва В. А. Вводный курс по чтению и переводу старославянских текстов: учебно-методическое пособие для студентов I-II курсов гуманитарного факультета (профиль "Русский язык", "Литература") дневной и заочной форм обучения. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012. - 52 с.
3.    научные статьи в российских и зарубежных изданиях
Черванева В.А. Архаические основы количественной оценки пространства и времени в волшебной сказке // I Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докладов. Том III.  - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2006. - С. 181-190.
Черванева В.А. Культурологическое содержание характеристик возраста человека в волшебной сказке / В.А. Черванева // Традиционная культура : науч. альм. - М., 2007. - №2. - С. 90-98.
Черванева В.А. Дом в сказке: семантика и семиотика размеров / В.А. Черванева // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сб. статей : материалы науч. регион.  конф. 2006 г. / Воронежский государственный университет. - Воронеж: Научная книга, 2008. - (Афанасьевский сборник: материалы и исследования; вып.V). - С. 186-195.
Черванева В.А. Традиционный культурный смысл как системообразующий фактор фольклорно-языковой картины мира / В.А. Черванева // Дело всей жизни… : сборник научных трудов / [ред. кол. С. И. Доброва (отв. ред.), В. А. Черванёва]. - Воронеж : ВГПУ, 2009. - С. 191-198.
Черванева В.А. Текстообразование в массовой коммуникации: фольклор и паблик рилейшнз. (К вопросу об аналогиях) / В. А. Черванева // Традиционная культура : науч. альм. - М., 2009. - №4. - С. 15-21.
Черванева В.А. Варьирующий повтор как приём создания рекламного текста / В.А. Черванева // Поэтика и фоностилистика: Бриковский сборник. Выпуск 1: Материалы международной научной конференции "I-е Бриковские чтения: Поэтика и фоностилистика" (Московский государственный университет печати, Москва, 10-12 февраля 2010 года) / отв. ред. Г.В. Векшин. - М.: МГУП, 2010. - С. 315-323.
Черванева В.А. О когнитивном анализе языка фольклора / В.А. Черванева // Език и етнос. Годишник на Асоциация за антропология, етнология и фолклористика "Онгъл". Т. ХІ, г. VІІІ. - София, 2013. -  С. 114-126.
Черванева В.А. Быличка и поверье как разные способы передачи информации / В.А. Черванева // Живая старина. - 2014. - №1 (81). - С. 33-35.
Черванева В.А. Как покойник "ходит"? Из наблюдений над лексикой физического восприятия в мифологическом тексте / В.А. Черванева // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Выпуск 3 / Отв. ред. и сост.: Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. - М.: Индрик, 2014. - С. 315 - 339.
4.    лингвистические задачи
Задания лингвистической олимпиады Летней лингвистической школы // Русский язык (Приложение к газете "Первое сентября"). - 2011. - № 15 (614), октябрь. - С. 58.
Русский  медвежонок - 2008. Задачи, решения, информация, статистика. - Киров: Слово, 2009. - С. 33, 41.
Русский  медвежонок - 2009. Задачи, решения, информация, статистика. - Киров: Слово, 2010. - С. 42, 47.
Русский  медвежонок - 2010. Задачи, решения, информация, статистика. - Киров: Слово, 2011. - С. 31, 34, 40, 44; 56-57, 61, 69, 76.
Русский  медвежонок - 2011. Задачи, решения, информация, статистика. - Киров: Слово, 2012. - С. 18, 23, 24, 27, 46, 54, 58.
Сваренный шаман, лживая рабыня и другие : 75 задач по фольклористике, антропологии, социолингвистике / Сост.: А.С. Архипова, С.А. Бурлак, И.Б. Иткин, С.Ю. Неклюдов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2010. - С.88, 184-185.
XL Московская традиционная Олимпиада по лингвистике : Задачи. I тур / Российский государственный гуманитарный университет.  - М., 2009. - С.4.
5.    Публикации в СМИ
Черванева В.А. Знаем ли мы родной язык? / В.А. Черванева // Перспектива. Вестник Группы компаний Евгения Хамина. - 2011. - №2 (22). - С.10.
Черванева В. От аза до ижицы / В. Черванева // Перспектива. Вестник Группы компаний Евгения Хамина. - 2012. - №2 (29). - С.11.
Черванева В. Богослужение как текст культуры / В. Черванева // Благовещение. Вестник Благовещенского кафедрального собора. - 2012. - №1 (9). - С. 2; №2 (10). - С. 2.
Артеменко Евгения Борисовна. Доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Дата рождения - 16.12.1929 г.
Выпускница историко-филологического факультета Воронежского государственного университета.
После окончания университета поступила в аспирантуру и под руководством профессора Петра Григорьевича Богатырева защитила кандидатскую диссертацию "Синтаксические функции полных и кратких прилагательных в русской народной лирической песне" в 1958 г. В 1977 году успешно защитила докторскую диссертацию "Синтаксический строй русской народной лирической песни (монопредикативные и полипредикативные конструкции)".
Многолетний научный и педагогический труд Евгении Борисовны отмечен знаками "Отличник народного просвещения", "Высшая школа СССР. За отличные успехи в работе", "За заслуги перед Воронежским государственным педагогическим университетом". За работу по преподаванию русского языка в ГДР Евгения Борисовна награждена медалью имени Й. Гердера. В 2000 году ей присвоено звание заслуженного деятеля науки РФ.
Вся педагогическая деятельность профессора Е.Б. Артеменко (с 1957 года по настоящее время) связана с Воронежским государственным педагогическим университетом. С 1962 по 1964 гг. - декан историко-филологического факультета. С 1977 г. по 1985 г. Е.Б. Артеменко возглавляет кафедру русского языка, с 1992 г. по 1999 г. - кафедру общего языкознания и методики преподавания русского языка.
Основные лекционные курсы в ВГПУ - "Введение в языкознание", "Теория языка (общее языкознание)", "История лингвистических учений", "Русская разговорная речь".
Научная деятельность проф. Е.Б. Артеменко посвящена исследованию языка русского фольклора как части традиционной народной культуры. Евгения Борисовна работает в русле актуального и перспективного научного направления - лингвофольклористики. Под ее руководством сформировалась Воронежская научная школа лингвофольклористики, которая в 2007 году отметила свой полувековой юбилей. Ею подготовлено 17 кандидатов наук, многие из которых сегодня работают в вузах.
Е.Б. Артеменко опубликовано свыше 120 работ по проблемам лингвофольклористики и другим вопросам языкознания.
На протяжении многих лет профессор Е.Б. Артеменко активно работает в качестве члена совета по защите докторских диссертаций Д 212.038.07 при Воронежском государственном университете. В то же время она выполняет обязанности регионального представителя научного альманаха "Традиционная культура" (Москва), является членом Совета по фольклору при Отделении историко-филологических наук РАН.
Список основных опубликованных работ:
Артеменко Е.Б. Синтаксический строй русской народной лирической песни в аспекте ее художественной организации. Воронеж: ВГУ, 1977.
Артеменко Е.Б. О лингвистических основах композиционных приемов русского стихотворного фольклора // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1982. № 5. С. 11-18.
Артеменко Е.Б. Фольклорная формульность и вариативность в аспекте текстообразования // Язык русского фольклора. Петрозаводск: ПГУ, 1985. С. 4-12.
Артеменко Е.Б. Оппозиция "природа-человек" и композиционно-языковые формы ее выражения в русской народной лирической песне // Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения. Русский язык. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1987. С. 3-12.
Артеменко Е.Б. Взаимодействие планов изложения от 1-го и 3-го лица в русской народной лирике и его художественные функции // Язык русского фольклора. Петрозаводск: ПГУ, 1988. С. 25-33.
Артеменко Е.Б. Принципы народно-песенного текстообразования. Воронеж: ВГУ, 1988.
Артеменко Е.Б. Народно-песенное текстообразование: принципы и приемы // Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования. М.: Наука, 1991. С. 69-77.
Артеменко Е.Б. О бифункциональном характере членов синтаксических конструкций в песенном фольклоре // Язык русского фольклора. Петрозаводск: ЛГУ, 1992. С. 5-13.
Артеменко Е.Б., Писарева Л.Е. Эстетически обусловленные модификации структурных схем предикативных единиц в стихотворном фольклоре // Синтагматика и парадигматика фольклорного слова. Курск: КГПИ, 1992. С. 20-37.
Артеменко Е.Б. Принципы организации народно-песенных текстов: былинное текстообразование // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52, № 3. С. 57-68.
Артеменко Е.Б. Еще раз о диалектном / наддиалектном характере языка русского фольклора // Филологические записки. Воронеж: ВГУ, 1994. Вып. 3. С. 106-116.
Артеменко Е.Б. О художественно обусловленном употреблении местоимений в стихотворном фольклоре // Филологические записки. Воронеж: ВГУ, 1995. Вып. 5. С. 178-187.
Артеменко Е.Б. Народно-песенный стих с точки зрения его мелодической и структурно-синтаксической организации // Славянский стих. Стиховедение, лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1996. С. 215-223.
Артеменко Е.Б. О генетических основах явлений фольклорной поэтики // Филологические записки. Воронеж: ВГУ, 1997. Вып. 8. С. 151-163.
Артеменко Е.Б. Изобразительно-выразительные средства языка фольклора: проблема специфики // Славянская традиционная культура и современный мир. М.: ГРЦРФ, 1997. Вып. 1. С. 51-62.
Артеменко Е.Б. Язык фольклора: в чем его своеобразие? // Живая старина. 1997. № 4. С. 3-5.
Артеменко Е.Б. Композиционно-речевая организация былинного текста // Фольклор. Комплексная текстология. М.: Наследие (ИМЛИ РАН), 1998. С. 52-73.
Артеменко Е.Б. К проблеме повествователя и его языковой репрезентации в фольклоре // Филологические записки. Воронеж: ВГУ, 1999. Вып. 11. С. 186-205.
Артеменко Е.Б. Путь былинного богатыря // Живая старина. 2000. № 2. С. 28-30.
Артеменко Е.Б., Доброва С.И. Образный параллелизм в его концептуальном и языковом воплощении // Филологические записки. Воронеж: ВГУ, 2000. Вып. 14. С. 132-147.
Артеменко Е.Б. Былинное текстообразование: прибытие героя // Художественный мир традиционной культуры: Сб. статей к 75-летию В.Г. Смолицкого. М.: ГРЦРФ, 2001. С. 195-209.
Артеменко Е.Б. К вопросу о семантике и структуре акционального текстообразующего блока в былине // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. Воронеж: ВГПУ, 2001. С. 215-221.
Артеменко Е.Б. Фольклорное текстообразование и этнический менталитет // Традиционная культура. 2001. № 2 (4). С. 11-17.
Артеменко Е.Б. К вопросу о специфике и типологии экспрессивно-языковых средств русского фольклора // Фольклор и литература: проблемы изучения. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 87-98.
Артеменко Е.Б. Фольклорная формула в аспекте ее функционирования и генезиса // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий. Материалы II Всероос. науч.-практ. конф. Ч. II. Воронеж: ВГПУ, 2003. С. 63-73.
Артеменко Е.Б. Язык русского фольклора и традиционная народная культура // Славянская традиционная культура и современный мир. М.: ГРЦРФ, 2003. Вып. 5. С. 7-21.
Артеменко Е.Б. Миф. Фольклор. Эстетика тождества // Этнопоэтика и традиция. К 70-летию члена-корреспондента РАН В.М. Гацака. М.: Наука, 2004. С. 57-67.
Артеменко Е.Б. Фольклорная категоризация действительности и мифологическое мышление // Традиционная культура. 2004. № 3 (15). С. 3-12.
Черванева ВА., Артеменко Е.Б. Пространство и время в фольклорно-языковой картине мира (на материале эпических жанров). Воронеж: ВГПУ, 2004.
Артеменко Е.Б. Фольклорная формула и устнопоэтическая традиция // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий. Материалы III Всеросс. науч.-практ. конф. Ч. II. Воронеж: ВГПУ, 2005. С. 99-108.
Артеменко Е.Б. О некоторых направлениях междисциплинарных исследований на оси МИФ - ФОЛЬКЛОР - ЯЗЫК // Традиционная культура. 2006. № 2 (22). С. 11-21.
Артеменко Е.Б. Традиция в мифологической и фольклорной репрезентации // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докладов. Т. И. М.: ГРЦРФ, 2006. С. 6-23.
Артеменко Е.Б. Концептосфера и язык фольклора: характер и формы взаимодействия // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: Сб. статей: Материалы науч. регион, конф. 2004 г. Воронеж: ВГУ, 2006. С. 138-150. (Афанасьевский сборник. Материалы и исследования; вып. IV).
Артеменко Е.Б. Былинное текстообразование: отправление героя в путь // Традиционная культура : науч. альм. - М., 2007. - № 2. - С. 78-89.
Артеменко Е.Б. Пословица как знак // Лингвофольклористика на рубеже XX-XXI вв.: проблемы и перспективы / Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск, 2007. - С. 90-98.
Артеменко Е.Б. Фольклор в аспекте свойств языка // Известия Научно-координационного центра по профилю "филология" / Воронеж. гос. пед. ун-т, ВОИПКиПРО. - Воронеж, 2008. - Вып. 6. - С. 198-201.
Артеменко Е.Б. Язык фольклора в аспекте когнитивной лингвистики // Теоретические проблемы современного языкознания : сб. науч. ст. в честь юбилея заслуж. деятеля науки РФ, д-ра филол. наук, проф. Зинаиды Даниловны Поповой / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2009. - С. 81-87.
Артеменко Е.Б. Артеменко Е.Б. Миф - фольклор: аспект модальности в его концептуальной и языковой презентации // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сб. статей. Материалы науч. регион. конф. 2012 г. / Воронежский государственный университет - Воронеж: Научная книга, 2012. - (Афанасьевский сборник: материалы и исследования; вып. ХII). - С. 262 - 280.

Черенкова Анна Дмитриевна. Доцент кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы ВГПУ, кандидат филологических наук.
Родилась в 1946 г. В 1964 г. окончила вечернюю ШРМ № 8 г. Воронежа, а в 1969 г. - филфак Воронежского госуниверситета. В 1969-1972 гг. работала учителем русского языка и литературы сначала в средней школе ст. В. Баскунчак Астраханской обл., а затем  - ст. Замчалово Ростовской обл. В 1973-1978 г. работала редактором  в Республиканской нормативно-исследовательской станции по труду. С 1978 г. по 1985 г. преподавала русский язык как иностранный  на подготовительном факультете для иностранных граждан ВГУ, откуда в 1983 г. была командирована на Кубу, где отработала 1 учебный год советником зав. кафедрой в Университетском центре им. Камило Сьенфуэгоса в г. Матансасе. В 1980 г. защитила канд. диссертацию по специальности 10.02.01 - Русский язык на тему "Выражение делиберативных отношений в современном русском языке" под руководством проф. В.И. Собинниковой.
В ВГПУ (ВГПИ) работала с 1973 г. на условиях почасовой оплаты, а с 1985 г.  была избрана по конкурсу на должность ст. преподавателя кафедры русского языка. В 1992 г. присвоено звание доцента. С 1985 по 1996 г. работала заместителем декана по работе со студентами. В 1999 г. была избрана зав. кафедрой общего языкознания и методики преподавания русского языка и работала на этой должности  до 31.08.2011 г. Имеет свыше 90 публикаций.
Читаемые курсы: "История русского языка", "Исторический комментарий к современному русскому языку", "Русская диалектология", "Славянская филология и современные славянские языки (польский)", руководит диалектологической практикой студентов.
Сфера научных интересов: изъяснительные синтаксические конструкции в современном русском языке, историко-сопоставительные исследования славянских языков, изучение говоров Воронежской области, участие в академическом проекте "Лексический атлас русских народных говоров".
Награждена медалью "Ветеран труда" от имени Президиума Верховного Совета СССР 13 мая 1988 г., почётной грамотой Правительства Воронежской области 8 ноября 2011 г.
Основные публикации:
1. О культуре речи: учебное пособие. - Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1993. - 99 с.
2. Диалектология: учебно-методическое пособие по организации и проведению диалектологической практики для студентов факультета русского языка и литературы. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - 115 с.
3. Славяноведение и современные славянские языки: Курс лекций. Воронеж: ВГПУ, 2007. - 168 с. (в соавторстве с Правдой Е.А.).
4. Исторический комментарий к современному русскому языку. Ч. 1. Отражение доисторических фонетических процессов в современном русском языке: учебное пособие (исправленное и дополненное). - Воронеж: ВГПУ, 2009. - 172 с. (1-е издание было в 2005 г.).
5. Воронежские диалектные тексты как источник для изучения русского национального языка, истории и культуры народа: учебное пособие для магистрантов. - Воронеж: Полиграф, 2009. - 328 с. + CD Видеоиллюстрации.
6. Воронежские диалекты: русско-славянские параллели в способах выражения делиберативного объекта // Межрегиональная конференция славистов: Российское славяноведение в начале XXI в: задачи и перспективы развития: материалы Всерос. совещ. славистов /РАН, Ин-т славяноведения. - М., 2005. - С. 296-304.
7. Выражение делиберативного объекта в славянских языках: исторический и сопоставительный аспекты // "Фил. записки". Вестник литературоведения и языкознания. Вып. 9. - Воронеж, 1997. - С. 179-189. Доклад прочитан на XI Международном съезде славистов в Братиславе (1993 г.).
8. А.М. Селищев и развитие македонистики в России // Афанасий Матвеевич Селищев и  современная филология. - Елец, 2003.- С. 59-63.
9. Синтаксические конструкции с глаголами помнить - вспомнить - забыть в говорах Воронежской обл. // Материалы и исследования по русской диалектологии / ИРЯ им. В.В. Виноградова. - М.: РАН, 2004. - С. 208-219.
10. Синтаксические конструкции с глаголами речевого взаимодействия в говорах Воронежской обл. // Проблемы современной русской диалектологии: тезисы докладов научно-практ. конф. /РАН. - М., 2004. - С. 162-165.
11. Говор с. Девица Острогожского района Воронежской обл. // Край Воронежский. Межвузовский сборник. Вып. 3. - Воронеж, 1999.- С. 169-174.
12. Переходные украинско-русские говоры на территории Воронежской области // Слобожанська беседа: матерiали мiжнародної науково-практичної конференцiї. -Луганськ, 2009. - C. 145-154.
13. Предложные конструкции в русском и македонском языках (древнее наследие). XXVII научна конференциja на XXXIII международен семинар за македонски jазик, литература и культура. Т.1., Лингвистика. - Скопьjе, 2001. -  С. 99-105.
14. Выражение делиберативного объекта в русском и сербском языках в сопоставительном аспекте // Матица српска за славистику 78. - Нови Сад, 2010. - С. 161-174.
Кроме того, статьи в регулярно издаваемых сборниках научных трудов:
15. Материалы по русско-славянскому языкознанию: Воронеж - 1977, 1978, 1981, 1983, 1985, 1988, 1994, 2008, 2010.
16. Воронежское краеведение...: Материалы областной научно-практической краеведческой конференции:  Воронеж - 1989, 1990, 1991, 1997, 2006, 2012, 2013.
17. Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников: Воронеж - 1995, 1996, 2006, 2010, 2012.
18. Сельская Россия: прошлое и настоящее (Энциклопедия российских деревень): М. - 1992, 1994, 1999, 2004.
19. Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: Воронеж - 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013 + научн. ред. этих сборников.
20. Лексический атлас русских народных говоров: СПб: Институт лингвистических исследований РАН - 1998, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2008, 2009, 2012.
В 2013 г. под руководством А.Д. Черенковой была проведена очередная VII Международная научно-практическая конференция "Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий" и выпущено три сборника: "Край Воронежский" (6 выпуск), "Диалектологический альманах" (1 выпуск), "Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий" (по материалам международной конференции).
В 2014 г. вышло два пособия:
Черенкова А.Д. Русская диалектология: лекции и практические занятия. - Воронеж: ВГПУ, 2014. - 268 с.
Черенкова А.Д. Польский язык для начинающих: учебное пособие для студентов-филологов педагогических вузов. - Воронеж: ВГПУ, 2014. - 192 с.

Иваньшина Елена Александровна. Доктор филологических наук, профессор кафедры.
В 1988 году окончила филологический факультет Воронежского государственного  университета. После окончания университета работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 80 г. Воронежа.
С 1992 года работает в ВГПУ.
В 1998 году закончила аспирантуру по кафедре истории русской литературы, теории и методики преподавания литературы и защитила кандидатскую диссертацию на тему
"Автор - текст - читатель в творчестве М. А. Булгакова 1930-х годов ("Адам и Ева", "Мастер и Маргарита")" под руководством профессора Б. С. Дыхановой.
В 2003 году получила ученое звание доцента по кафедре истории русской литературы, теории и методики преподавания литературы.
В 2010 году защитила докторскую диссертацию на тему "Культурная память и логика текстопорождения в творчестве М. А. Булгакова".
Сфера научных интересов - русская литература, семиотика культуры, семиотика текста, мифопоэтика, детская литература, психология творчества. Автор более шестидесяти научных статей и монографии "Метаморфозы культурной памяти в творчестве Михаила Булгакова".
Список публикаций за последние годы:
1.    Иваньшина Е. А. Метаморфозы культурной памяти в творчестве Михаила Булгакова : монография. Воронеж: Научная книга, 2010. - 428 с.
2.     Русские литературные универсалии (типология, семантика, динамика): коллективная монография / отв. редактор А. А. Фаустов. Воронеж: Научная книга, 2011. - С. 23-130, 478-565.
3.    Культура против истории: О работе машины времени у М. А. Булгакова // Michail Bulhakow, jego czasy i my = Михаил Булгаков, его время и мы. Коллективная монография / под ред. Гжегожа Пшебинды и Януша Свежего. Краков, 2012. С. 285-300.
4.    Яйцо как семиотический предмет: о креативной функции памяти в механизме текстопорождения (повесть М. А. Булгакова "Роковые яйца") // Кормановские чтения. Вып. 11. Материалы межвузовской научной конференции. Ижевск: Изд. "Удмуртский университет", 2012. С. 249 - 258.
5.    О масонских подтекстах в творчестве М. А. Булгакова // Человек в истории, философии, языке и литературе. Материалы международной междисциплинарной научной конференции, посвященной памяти А. К. Юрченко / под ред. Г. В. Киселевой. Борисоглебск: ФГБОУ ВПО "Борисоглебский государственный педагогический институт", 2012. С. 232-238.
6.    Репетиция как структурный принцип булгаковского сюжета // М.А. Булгаков в потоке российской истории XX-XXI вв. Материалы Вторых ежегодных Чтений, приуроченных к Дню Ангела писателя (ноябрь 2011 г.). М., 2012. С. 34-55.
7.    Смерть Пушкина как ритуальный текст (пьеса "Александр Пушкин" и "врачебный" рассказ "Вьюга" М. А. Булгакова) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - № 4. - Т. 1. Филология. СПб.: Издательство Ленинградского университета им. А. С. Пушкина, 2012. С. 41-50. 
8.    И так он сделался палач из Иппократа: Медицинская топика в русской литературе 18 века // Универсалии русской литературы. Вып. 4. Сб. статей. Воронеж: "Научная книга", 2012. С. 226-249.
9.    "Адам и Ева" М. Булгакова как невротический текст // Кормановские чтения: статьи и материалы Межвузовской научной конференции (Ижевск, апрель, 2013). Вып. 12. - Ижевск: УдГУ, 2013. - С. 247-257.
10.    "Яду мне, яду!": об одной системной метафоре в творчестве М. А. Булгакова // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. - Воронеж: ВГУ, 2013. - С. 161-178.
11.    Перевоплощения мастера: о ролевом поведении булгаковского автора // Вестник Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна. № 2. 2013. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. - С. 68-74.
12.    Между "своим" и "чужим": булгаковский врач как ритуальная фигура // Язык и литература в научном диалоге: Международный научный журнал. Вып. 2: Актуальные вопросы современной филологии. - Ижевск: "Удмуртский университет" - Гранада: "Universidad de Granada", 2013. - С. 84-87.
13.    Характерологические стратегии в русской литературе: Коллективная монография / Науч. ред. А. А. Фаустов. Воронеж, 2013. - 337 с.  (личный вклад 7,5 п. л.)
14.    Врач в романтической перспективе // Кормановские чтения: статьи и материалы Межвузовской научной конференции (Ижевск, апрель, 2014). Вып. 13. - Ижевск: УдГУ, 2014. - С. 76-87.



Тимошина Татьяна Витальевна. Кандидат филологических наук, доцент.
Родилась 26 мая 1961 г.  В 1978 г. окончила среднюю школу № 62 г. Воронежа, в 1983 г. - филологический факультет Воронежского государственного университета по специальности "преподаватель русского языка и литературы", в 1987 г. - аспирантуру на кафедре славянских языков,  защитив кандидатскую диссертацию по специальности  "10.02.01 - русский язык" на тему "Конструкции с причинными предложно-падежными формами в художественном, газетно-публицистическом и научном стилях современного русского языка" под руководством профессора  В.И.Собинниковой.
С 1987 г. по 1991 г. работала старшим преподавателем, затем  и.о. доцента кафедры русского языка Елецкого государственного педагогического института. В 1991 г. получила ученое звание доцента.
C 1993 г. по 2001 г. преподавала русский язык и литературу в старших классах средней школы № 69 г. Воронежа.
С 2002 г. по настоящее время - доцент кафедры теории, истории и методики русского языка  и литературы. В 2007-2008 гг. исполняла обязанности заместителя  декана по учебной работе на факультете русского языка и литературы.
Лекционные курсы: "Русский язык и культура речи",  "Программирование и алгоритмизация русского правописания",  "Риторика", "Теория и методика преподавания детской речи", "Экспериментальные исследования семантики слова".
Сфера научных интересов: психолингвистика, языковое сознание, несистемные  аспекты семантики слова;  русский язык и культура речи,  риторика.
Основные публикации:
1. Н. В. Акованцева, Стернин И.А., Тимошина Т.В. Разграничение близких значений экспериментальными методами / Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология, журналистика. - 2012. № 2, с.5-8. ISSN: 0234-5439 (ВАК-издание)
2. Ассоциативный словарь употребительной русской лексики: 1080 стимулов / Науч. ред. А. В. Рудакова, И. А. Стернин. - Воронеж: "Истоки", 2011 - 187 с. (участие)
3. Стернин И.А., Тимошина Т.В. Когнитивно-семантический метод описания значения слова / Язык и национальное сознание. Вып.16 / Науч. ред. И. А. Стернин.- Воронеж: "Истоки", 2011.С.10 - 15
4. Русский язык и культура речи: уровень владения и отношение воронежцев (глава 3); Сфера незнания воронежцев в области русского языка и культуры речи (глава 4) // Языковое сознание жителей Воронежа/ И.А.Стернин и др.- Воронеж: "Истоки", 2010, с.138-153, с.157-199  (Стернин И.А.,Розенфельд М.Я., Рудакова А.В. и др.)
5.Тимошина Т.В. Методика описания психолингвистического значения слова по результатам свободного и направленного ассоциативных экспериментов/ Лингвоконцептология и психолингвистика. - Вып.5/ Науч. ред. И. А. Стернин.- Воронеж: "Истоки", 2012. С.63-68
6. Тимошина Т.В. Психолингвистическое значение слова "свобода" в современном русском языковом сознании / Жизнь языка в культуре и социуме -3. Материалы конференции. - Москва: Институт языкознания РАН, РУДН, 2012, с.111-115
7. Тимошина Т.В. Агнонимы в речевом сознании школьников / Филологические чтения ЯрГУ им. П. Г.Демидова. - Ярославль, 2013, с.30-33
8.Тимошина Т.В. Опыт описания семантики наименований лиц по профессии в психолингвистическом толковом словаре/ Проблемы информационного общества и прикладная психолингвистика: Материалы Х Международного Конгресса международного общества по прикладной психолингвистике. - М., 2013. С.215-216
9. Тимошина Т.В. Индивидуальное значение слова как семантический феномен / Фундаментальные исследования.  №8 (6) 2013. С. 1501-1504.
10.Тимошина Т.В. Индивидуальные аспекты семантики слова. Несистемная семантика: монография/ Т.В.Тимошина. - Lambert, 2013. - 188 c.
11. Фундаментальные исследования  РАЕ // Филологические науки. 2013. №8 (6).
12. Тимошина Т.В. Индивидуально-авторское  значение слова и его особенности // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2013. №2.
13. Тимошина Т.В. Психолингвистические значения слова в языковом сознании школьников // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 3 (25)   
14. Тимошина Т.В. Индивидуально-авторское значение слова и методика его описания / Русский язык за рубежом. - № 6/2013 (55). - С.55-62.
15.Тимошина Т.В. Несистемные аспекты семантики слова: монография / Т.В. Тимошина. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. - 164 с.
16. Индивидуальное значение слова как  сфера незнания подростков / Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - Воронеж , 2014, №3. -  С. 64-67.
17. Тимошина Т.В. Несистемные значения слова / Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 3(33). Ч.1. - С. 183-186.

Другие сферы деятельности:
1. Консультант городской Службы русского языка при Центре коммуникативных исследований Воронежского государственного университета.
2. Дежурный редактор лингвистической радиопередачи "Территория слова" на ВГТРК.




Савинков Сергей Владимирович. Доктор филологических наук, профессор.
В 1983 году окончил Воронежский государственный университет, специальность "Русский язык".
Преподаваемые дисциплины: История отечественной литературы, Типология русской литературы 19 века, Теория и практика эссеистики, Семиотика текста, Семиотика искусства, Семиотика и теория коммуникации, Текст и теория коммуникации, Литература с основами литературоведения, Теория литературы и практика читательской деятельности, История русской литературы 19 века, Семиотика литературы и культуры, История критики.
Список публикаций за последние годы:
Савинков С.В. Отчизна сечи и отчизна души в "Тарасе Бульбе" Н.В. Гоголя // Двенадцатые  гоголевские чтения. Дом -музей писателя: "Н.В. Гоголь и традиционная славянская культура". Сборник научных статей по материалам научной конференции. Москва. 30 - 1 апреля 2012 года. Под общей редакцией В.П. Викуловой. М.: Новосибирский издательский дом, 2013.
Савинков С.В., Соколова Е.В. "Вещь в себе" в творчестве А.П. Чехова //Conversatoria Litteraria.  Wsp??czesna komparatystyka I jej wimiary Hermeneutyczne. Siedlce. - Banska Bystrica 2012. S. 219 - 231.
Савинков С.В., Соколова Е.В. Вещь и ее имя в творчестве Чехова // Namen in der russischen Literatur Imena v russkoj Literature. Herausgegeben von Matthias Freise. Opera Slavica. Neue Folge 57. Harrassowitz Verlag. - Wiesbaden, 2013. S. 127 - 139.
Савинков С.В. Портрет и тень / письмо и звук: о "гамлетовской" ситуации в творчестве М.Ю. Лермонтова // Лермонтовские чтения 2012. Сборник статей. Лермонтов и изобразительное искусство. СПб: "Лики России", 2013. С. 183 - 192.
Савинков С.В. Зачем Чехов ездил на Сахалин // Литература путешествий: культурно-семиотические и дискурсивные аспекты : сборник научных работ / под ред. Т.И. Печерской. - Новосибирск: СИЦ НГПУ "Гаудеамус", 2013. С. 373 - 385.
Савинков С.В., Соколова Е.В. Дочери Лилит // Филологические записки. Воронеж, 2012 - 2013. Вып. 31. С. 139 - 145.
Савинков С.В. Книга как учебник жизни: заметки к теме // Вестник Воронежского гос. университета. Серия: Филология. Журналистика. 2013. № 2. С. 62 - 63.
Савинков С.В., Фаустов А.А. "Первая любовь" как текст русской литературы: логика развертывания и варьирования // Text within Text - Culture within Culture. Russian Literature (19th Century) in Contexts of Cultural Dynamics. Текст в тексте - Культура в культуре. Русская литература (19 век) в контекстах динамики культуры. Budapest-Tartu: L'Harmattan Kiad?, 2013. С. 103 - 138.
Савинков С.В. На пути к русскому человеку: сотворение Гоголя // Характерологические стратегии в русской литературе. Воронеж : Научная книга, 2013. С. 316 - 336.
Савинков С.В., Фаустов А.А. Игры воображения. Историческая семантика в русской литературе. Воронеж : Научная книга, 2013. 336 с.
Савинков С. В. Отец и сын в мире Лермонтова: логика противостояния // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология / МГУ. 2014. № 3. С. 117 - 128.
Савинков С.В., Соколова Е.В. "Тамань" М.Ю. Лермонтова: конфликт интерпретаций // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки / УрГУ. 2014. № 4 (133). С. 46 - 50.
Савинков С.В., Фаустов А.А. Удодов как лермонтовед (к 90-летию ученого) // Вестник Воронежского гос. университета. Серия: Проблемы высшего образования / ВГУ. 2014. № 4. С. 102 - 105.
Савинков С. В. Печорин как герой "времени" // М.Ю. Лермонтов. Pro et contra. Т.2. / сост. С. В. Савинков, К. Г. Исупов. Санкт-Петербург, 2014. С. 584 - 604.
Савинков С.В., Фаустов А.А. Печорин как "странный" человек…: "вампирический" элемент в романе "Герой нашего времени" // М.Ю. Лермонтов. Pro et contra. Т.2. / сост. С. В. Савинков, К. Г. Исупов. Санкт-Петербург, 2014. С. 572 - 583.
Савинков С. В. Цена "полноты" и "совершенства": Пушкин в рецепции Гоголя // "Учить других потребен гений, потребна сильная душа…". Сборник к юбилею А.Б. Ботниковой / ред. С. Н. Филюшкина, Д. А. Чугунов. Воронеж, 2014. С. 138 - 144.

Дыханова Берта Сергеевна. Доктор филологических наук, профессор.
После окончания обучения на факультете русского языка и литературы Борисоглебского государственного педагогического института поступила в аспирантуру при кафедре русского языка и литературы Воронежского государственного педагогического института. В 1974 году защитила кандидатскую диссертацию "Об особенностях поэтики Н.С. Лескова", а в 1992 году - докторскую диссертацию "Эволюция повествовательных форм в прозе Н.С. Лескова (динамика народного самосознания и ее стилевое воплощение)".
    Б.С. Дыханова является автором трех научных монографий - ""Запечатленный ангел" и "Очарованный странник"" - 1980 год; "В зеркалах устного слова (о поэтике Н.С. Лескова)" - 1994 год; "В зазеркалье волшебника слова (поэтика отражений Н.С. Лескова)" - 2014 год; а также множества статей о творчестве Н.С. Лескова, Г.И. Успенского, М.М. Пришвина, Д.С. Самойлова, А.П. Чехова и др., публикуемых в журналах "Вопросы литературы", "Русская литература", "Подъем", "Первое сентября", "Педагогика", "Литература в школе" и др.
    В настоящее время Б.С. Дыханова читает авторский спецкурс "Прогрессивные технологии обучения литературе в школе" и ведет лабораторные занятия по методике литературы на основе комплекса собственных научно-методических разработок (книги для учителя-словесника, учебные хрестоматии, альбомы логико-структурных схем и т.п.) и занимается интенсивной творческой деятельностью.
Основные опубликованные работы в последние годы:
Дыханова Б.С. В зазеркалье волшебника слова (поэтика отражений Н.С. Лескова). - Воронеж: Изд-во ФГБУ ВПО "ВГПУ", 2013. 215 с. (13 п.л)
Дыханова Б.С. От "черноземного Телемака" к перегудинскому "болвану" // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 199-206.
Дыханова  Б. С. Новое учебное пособие по русской литературе XIX века для высшей школы // Вопросы литературы. 2014. №6.
Дыханова Б. С. Слово в гражданском развитии личности // Педагогика. 2014. №5. С. 39-46.
Дыханова Б. С. Спроси у автора // Литература в школе. 2014. №10. С. 30-33.
Дыханова Б.С. Границы исследовательского метода и безграничность художественного текста (Б.М. Эйхенбаум о позднем Лескове) // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 4. С. 81 - 87.
Дыханова  Б. С. Еще раз о "намеках" и "уроках" в пушкинской фольклорной стилизации ("Сказка о рыбаке и рыбке") // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. №4. С. 134 - 136.

Соколова Екатерина Васильевна. Старший преподаватель.
Окончила филологический факультет Воронежского государственного университета. Работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 24 г. Воронежа.
С 1983 г. работает в ВГПУ. В настоящее время - старший преподаватель кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы гуманитарного факультета ВГПУ.
Сфера научных интересов: русская литература (творчество А.П. Чехова), детская литература (русская и зарубежная).
Е.В. Соколова принимает участие в региональных, всероссийских и международных научных конференциях (проводимых в России и за рубежом), посвященных изучению творчества А.П. Чехова и проблемам интерпретации и преподавания детской литературы. Имеет научные публикации, в том числе и в журналах, рекомендованных ВАК.
Основные курсы: "Литература с основами литературоведения", "Детская литература", "Анализ художественного текста и методика выразительного чтения", "История отечественной литературы". Данные дисциплины преподаются на гуманитарном факультете (отделении русского языка и литературы) и на психолого-педагогическом факультете (отделениях "Дошкольная педагогика, психология и иностранные языки", "Педагогика и методика начального образования").
Список публикаций за последние годы:
Соколова Е.В. "Вещь в себе" в творчестве А.П. Чехова / С.В. Савинков, Е.В. Соколова // Conversatoria Litteraria.  Wsp??czesna komparatystyka I jej wimiary Hermeneutyczne. Siedlce. - Banska Bystrica 2012. S. 219 - 231.
Соколова Е.В. Вещь и ее имя в творчестве Чехова / С.В. Савинков, Е.В. Соколова // Namen in der russischen Literatur Imena v russkoj Literature. Herausgegeben von Matthias Freise. Opera Slavica. Neue Folge 57. Harrassowitz Verlag. - Wiesbaden, 2013. S. 127 - 139.
Соколова Е.В. Дочери Лилит / С.В. Савинков, Е.В. Соколова // Филологические записки. Воронеж, 2012 - 2013. Вып. 31. С. 139 - 145.
Соколова Е.В. "Тамань" М.Ю. Лермонтова: конфликт интерпретаций / С. В. Савинков, Е. В. Соколова // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки / УрГУ. 2014. № 4 (133). С. 46 - 50.


Web Page Maker, create your own web pages.