САЙТ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГПУ

КОНФЕРЕНЦИИ, ВСТРЕЧИ, МЕРОПРИЯТИЯ
Летняя школа молодых ученых.
  10-15 июля 2013 года проходила XV летняя культурно-антропологическая школа молодых ученых "КУЛЬТУРА-ОБРАЗОВАНИЕ-ЧЕЛОВЕК" в Курской области, в Кореневском районе в селе Жадино на базе КРМОО "Объединенный центр "МОНОЛИТ". 
      "Школа молодых ученых" была организованна и проведена благодаря усилиям профессорско-преподавательского состава Белгородского, Воронежского и Курского университетов.
     Участниками летней школы были представители гуманитарного факультета ВГПУ: магистранты, аспиранты и соискатели кафедры общей и социальной педагогики и кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы (Попова Олеся, Щербакова Ирина, Калишкина Дарья, Пальчикова Ирина, Ярмонов Юрий).
     Традиционно в летней школе были организованны дискуссионные площадки по актуальным проблемам образования и  педагогики. Профессор ВГПУ Дыханова Берта Сергеевна представила свою концепцию "Симантика слова в художественных и научных текстах", профессор Белозерцев Евгений Петрович выступил с лекцией "Отчий край как сакрализация культурно образовательной среды", доцент Веретенникова Светлана Викторовна выступила с лекцией "Человек в естественнонаучном и гуманитарном знании и христианской антропологии". На дискуссионных площадках состоялись выступления профессора КГУ Александра Валентиновича Репринцева "Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности к деструкции культуры этноса" и профессора ЕГУ Александра Евгеньевича Крикунова "Современная философия образования: аксиологические, онтологические и феноменологические основания". Помимо дискуссий была организована видео-лекция В.А. Разумного "О добром и вечном". Ильинская Ирина Петровна представила предварительные результаты докторского исследования.
     Участники летней школы молодых ученых приняли самое активное участие в мероприятиях по закрытию международной молодежной смены; состоялось общение с делегациями старшеклассников Белоруссии, Украины, России.
   Если отбросить все формальности, то летняя школа молодых ученых представляла собой совмещение отдыха и интеллектуальной работы; возможность общения людей, отделенных друг от друга расстоянием, но связанных своими идеалами.  Профессора, аспиранты, магистранты и соискатели были поставлены в такие обстоятельства, в которых стали друг для друга учениками и учителями.  Изобилие высокой лексики, философские изречения и поучения сделали "Школу…" необходимым ресурсом  для любого ученого, молодого и "не очень".
Материал подготовлен д.п.н., профессором Е.П. Белозерцевым

I фестиваль педагогических отрядов ВГПУ

    В течение трех дней с 17.10 по 19.10. 2013 г. в университете проходил I фестиваль педагогических отрядов ВГПУ. В фестивале принимали участие 7 педагогических отрядов ВГПУ: "Планета людей", "Возвращение к истокам", "Пульсар",  "Синяя птица", "Посейдон", "Прометей", "Феникс".
  В рамках фестиваля проходили презентации педагогических отрядов, мастер-классы от специалистов, а также передача летней эстафеты вожатым - практикантам лета 2014 г.

   20 марта 2014 г. в 312 аудитории для студентов-историков гуманитарного факультетасостоялась лекция ведущего научного сотрудника музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная поляна", профессора Академии геополитических проблем Ю.Н. Савинова "Кровью и честью венчаны. Род Толстых в истории России". С первых минут занятия Юрий Николаевич завладел вниманием аудитории и привлек студентов не только своим рассказом, но и необычным внешним видом: Ю.Н.Савинов был одет в военную форму образца 1914 года.
III Межвузовские Веневитиновские чтения
    26 апреля 2014 года на базе гуманитарного факультета ВГПУ прошли III Межвузовские Веневитиновские чтения при участии Регионального отделения Союза писателей России "Отчий край Дмитрия Веневитинова: история, культура, образование".
    Участвовать в чтениях изъявили желание более 40 специалистов из таких вузов как ВГУ, КГУ, ВГЛТА, Воронежская академия права, Белгородский национальный исследовательский университет, ЕГУ им. И.А. Бунина, Курский филиал Московского государственного университета путей сообщения, Орловский государственный университет.
    Приветствовал участников чтений от имени руководства университета проректор по науке, доктор физико-математических наук В.А. Хоник, а так же декан гуманитарного факультета кандидат исторических наук В.В. Килейников.
    Участники чтений с большой заинтересованностью обсуждали различные аспекты и проблемы малой родины Дмитрия Веневитинова.
    Почетные профессор ВГПУ, член Союза писателей, лауреат литературных премий Будаков В.В. подробно рассказал об издательском проекте "Отчий край", который состоялся в Воронеже в 70-80-е годы прошлого века, о том, как отреагировала на это событие просвещенная интеллигенция Советского Союза.
    Кандидат философских, доктор педагогических наук, профессор Академии права  Остапенко В.С. раскрыл образ и смысл понятия "Отчий край" и особое внимание уделил формированию мировоззрения молодого поколения в контексте Отчего края.
    Новичихин Е.Г., член Союза писателей России, много сделавший для реализации издательского проекта "Отчий край", поведал о "Песне Грека" Д. Веневитинова и о ее отзвуках в русской фольклористике.
    Коробов А.Ю., аспирант ВГУ рассказал о том, как Д. Веневитинов создавал русский философский язык.
    Кондратенко А.И., кандидат политологических наук, доцент ОГУ, член Союза писателей, рассказал о ближайшем окружении любомудра Д. Веневитинова.
    Панина Л.Ю., кандидат педагогических наук ВГПУ, представила кружок любомудров как источник просветительства в России.
    Аспиранты, соискатели, магистранты ВГПУ приняли самое активное участие в чтениях, подготовив самостоятельные выступления на конкретные темы (см. программу III Веневитиновских чтений).
    Планируется выпуск материалов III Веневитиновских чтений.

Новосибирск - Воронеж

    6 - 10 мая 2014 г. в Новосибирске состоялся I Международный форум "Владимир Высоцкий - XXI век". Это мероприятие посетили высоцковеды из 14 стран (России, США, Болгарии, Польши, Швеции, Украины и пр.).
Параллельно с научной конференцией в рамках форума проходил фестиваль документальных фильмов о В. Высоцком, гости также встретились с первой женой поэта - Изой Константиновной Высоцкой и с другом и оранжировщиком французских пластинок русского барда Константином Казанским. Хозяева международного мероприятия подарили гостям встречу с поэтом и исполнителем своих песен Тимуром Шаовым.
    Как всегда, при встрече единомышленников, царила дружеская атмосфера, шло обсуждение докладов, после чего, разумеется, приглашенные барды пели свои песни и песни В. Высоцкого.
    Затем конференция "переехала" в Воронеж, к нам, в ВГПУ. Гости из Москвы, Орла, Техаса гуляли по городу, смотрели памятники поэтам и писателям, один гость - Энтони Куэлин (американский высоцковед) прочитал студентам-филологам очень интересную лекцию - "Восприятие В. Высоцкого в США". Там нашего поэта тоже знают и ценят.
Наша (воронежская) конференция, которую мы проводим в 12-й раз, совпала с визитом выдающегося художника и скульптора современности, близкого друга В. Высоцкого  - М.М. Шемякина.  Экскурсию по городу провел воронежский высоцковед, организатор  и участник всех наших "высоцкиан", автор монографий о замечательном писателе, барде и актере В. Высоцком - кандидат филологических наук А.В. Скобелев, который сообщил, что М.М. Шемякину наш город очень понравился - памятники И.  Никитину, А. Платонову, бюст А. Кольцова произвели хорошее впечатление.
    24 мая гости и хозяева конференции приехали из УОК ВГПУ "Спутник", где проходила конференция, на встречу с М.М. Шемякиным (во "Дворец офицеров"). Выдающийся Мастер в переполненном зале (спасибо воронежцам!) провел блестящую беседу, во время которой проявил себя как глубокий философ, самостоятельный мыслитель и настоящий патриот.
    Сейчас я и другие сотрудники "Центра изучения творчества В.С. Высоцкого" при ВГПУ готовим сборник статей (по итогам новосибирской и воронежской конференций) и собираемся продолжать свое дело  - изучение наследия крупнейшего писателя второй половины XX столетия.
    Доктор филологических наук, проф. кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы ВГПУ
Г.А. Шпилевая. 

Под эгидой Академии педагогических и социальных наук (АПСН), совместно с Курским государственным университетом,
Воронежским государственным педагогическим университетом,
Белгородским национальным исследовательским университетом

ЗАВЕРШИЛА РАБОТУ
XVI ЛЕТНЯЯ КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ
ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
"КУЛЬТУРА-ОБРАЗОВАНИЕ-ЧЕЛОВЕК"

Ведущей проблемой ЛКАШМУ-2014 была заявлена проблема
"Этизация современного образования и воспитания
как основа формирования гражданского общества
и национально-культурной идентичности личности"

Работа школы была организована с 9 по 15 июля 2014 года кафедрой психологии образования и социальной педагогики КГУ и кафедрой общей и социальной педагогики ВГПУ при поддержке Исполкома Курского регионального отделения Партии "Единая Россия" (руководитель Исполкома КРО, кандидат педагогических наук Александр Петрович Трубников) на базе ДОЛ "МОНОЛИТ" в Кореневском районе Курской области, в живописном лесном массиве, на берегу реки Сейм,
в окрестностях села Жадино.

В работе XVI летней культурно-антропологической школы молодых ученых приняли участие более 30 исследователей - докторанты, аспиранты, соискатели, магистранты, студенты, осуществляющие научные исследования в области философии образования, этики и эстетики, социологии культуры и образования, философско-педагогической антропологии, истории культуры и образования, общей и социальной педагогики, педагогики профессионального образования, возрастной и педагогической психологии, социальной психологии, филологии, лингвистики, культурологии. Молодые ученые представляли целый ряд ВУЗов и ССУЗов Центральной России, среди которых наибольшее количество участников представляли Курский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Белгородский государственный университет, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Белгородский государственный технологический университет им.В.Г.Шухова; Курский государственный медицинский университет, Юго-Западный федеральный университет; Курскую сельскохозяйственную академию, Советский социально-аграрный техникум, Старооскольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе", Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Минский государственный лингвистический университет (Республика Беларусь), и др.

В качестве мастеров и наставников к участию в работе школы были приглашены известные отечественные специалисты, авторы фундаментальных работ, получивших широкий общественный резонанс и известность в научно-педагогическом сообществе:

Белозерцев Евгений Петрович - доктор педагогических наук, профессор, Засуженный деятель науки Российской Федерации, член Союза писателей РФ, академик МАНПО, зам.главного редактора журналов "Берегиня.777.Сова", "Евразийский форум", редактор педагогической серии журнала "Известия ВГПУ";
Исаев Илья Федорович - доктор педагогических наук, профессор, председатель диссертационного совета в Белгородском национальном исследовательском университете, зам.главного редактора Известий Белгородского государственного университета; академик МАНПО;
Дыханова Берта Сергеевна - доктор филологических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет;
Пашков Александр Григорьевич - доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой психологии образования и социальной педагогики, Курский государственный университет; академик МАНПО;
Исаева Надежда Ивановна - доктор психологических наук, профессор; Белгородский государственный институт культуры и искусств;
Репринцев Александр Валентинович - доктор педагогических наук, профессор, член редколлегии журналов "Психолого-педагогический поиск", "Известия ВГПУ"; академик АПСН;
Романов Алексей Алексеевич - доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Психолого-педагогический поиск", "Известия РАО"; академик АПСН;
Бозиев Руслан Сахитович - доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Педагогика";
Лазарев Валерий Семенович - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института инноватики РАО;
Розин Вадим Маркович - доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, главный редактор журнала "Культура и искусство"; академик АПСН;
Долженко Олег Владимирович - доктор философских наук, профессор, член редколлегии журнала "Alma mater" (Вестник высшей школы);
Тарасова Ольга Игоревна - доктор философских наук, профессор; Санкт-Петербург;
Булатников Игорь Евгеньевич - кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры психологии образования и социальной педагогики КГУ; член-корреспондент АПСН;
Ильинская Ирина Петровна - кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики НИУ БелГУ и др.

Основная проблема XVI культурно-антропологической школы молодых ученых - "Этизация современного образования и воспитания как основа формирования гражданского общества и национально-культурной идентичности личности".
Заявки на участие в работе школы и материалы для обсуждения представили 26 молодых исследователей - аспирантов, магистрантов, докторантов, соискателей из вузов и научно-исследовательских учреждений Центральной России, Беларуси, ведущих научную работу в области философии, культурологии, филологии, истории, педагогики, психологии, социологии.
В фокусе внимания молодых ученых и экспертов школы оказались глобальные процессы изменения облика современного мира, взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур, этнокультурной интеграции, создающих уникальную социокультурную ситуацию во всех уголках планеты, привлекающую к себе внимание исследователей самых разных отраслей науки. Концентрация внимания исследователей на особенностях переживаемой человечеством исторической эпохи, проблемах предназначения человека, смысла его бытия, механизмах формирования этнокультурной идентичности индивида, освоения им культурных ценностей и нормативов, места и роли образования в этих процессах требуют нового, синергетического подхода в их анализе, прогнозировании перспектив и закономерностей развития общества и человека. Отсюда рождается необходимость соединения различных областей человековедческих знаний, их реальной интеграции, способной обеспечить подлинный прорыв в феноменологии, онтологии культуры, поиске новых эффективных моделей приобщения молодежи к ценностям человеческой цивилизации.

Основные цели XVI летней культурно-антропологической школы:
"    обеспечение условий для обогащения методологической базы проводимых молодыми учеными исследований в гуманитарной сфере, расширения их представлений о современном состоянии методологии науки;
"    усиление внимания молодых исследователей к проблемам гуманитарного знания, его комплексному изучению; пробуждение интереса к теории и истории культуры, к средовому и культурологическому подходу в выявлении природы и сущности исследуемых социокультурных феноменов;
"    интеграция на содержательной междисциплинарной основе научного сообщества университетов Центральной России и зарубежных вузов, взаимный обмен опытом и результатами исследования актуальных проблем развития культуры и образования в современном мире, концентрация их внимания на человеке как объекте и субъекте культурно-исторического процесса;
"    комплексная и квалифицированная экспертиза и оценка, своевременная коррекция и помощь молодым ученым в организации и анализе исследовательских материалов, обеспечение условий для апробации осуществляемых ими исследовательских концепций и проектов.

Проведению школы предшествовала большая подготовительная работа оргкомитета, в состав которого входили: проф. Е.П. Белозерцев; д.п.н., проф. А.В. Репринцев; к.п.н., доц. И.Е. Булатников, к.п.н., доц. И.П. Ильинская и др.
Одна из основных задач XVI культурно-антропологической школы молодых ученых состояла в обеспечении возможности апробации молодыми исследователями своих научных концепций, обогащении разрабатываемых ими подходов теоретическими идеями и достижениями современной гуманитарной мысли. В силу этих причин центральной, доминирующей проблематикой школы стали различные аспекты развития современного мира, его глобальные изменения, проявляющиеся в различных сферах жизнедеятельности человека, и прежде всего - в культуре и образовании. Отсюда особое внимание в содержании работы школы было обращено к процессу ретрансляции ценностей и нормативов культуры, становлению нравственности человека в системе культуры. Важными идейно-смысловыми и содержательными акцентами прошедших дискуссий стали проблемы развития национально-культурной идентичности человека, становления нравственной культуры молодежи, выявления тенденций и перспектив развития культуры и образования в контексте глобальных изменений современного мира.
Решению этой задачи способствовали публичные лекции проф. А.В. Репринцева, проф. Е.П. Белозерцева, проф. А.Г. Пашкова, проф. А.Е. Крикунова, проф. Б.С. Дыхановой, доц. И.Е. Булатникова, доц. И.П.Ильинской, а также проведенные ими дискуссионные площадки и мастер-классы. Значительный интерес вызвали публичные сообщения молодых ученых - доц. М.Н. Коротких, доц. С.А. Муравьева; докторантов И.Е. Булатникова, И.П. Ильинской, аспирантов А.Н. Махинина, Л.И. Переславцевой, С.М. Садовниковой, Е.В. Деевой, Н.И. Некрасовой, А.П. Гулова и др.
Оправданной оказалась логика организации работы XVI летней культурно-антропологической школы молодых ученых: публичные лекции приглашенных специалистов сочетались с работой в проблемных семинарах, в которых все участники школы имели возможность обстоятельно изложить суть своего исследования, ответить на вопросы, принять участие в обмене мнениями и оценками, услышать полезные рекомендации и советы. В ходе дискуссий царила доброжелательная, демократичная обстановка, атмосфера товарищества, взаимной заинтересованности в продуктивном обсуждении заявленных молодыми исследователями концепций.
По мнению экспертов и самих участников школы, достоинством предложенной модели организации работы стало соединение лекционных форм с дискуссиями и мастер-классами, в которых молодые ученые получили возможность "проникнуть" в творческую лабораторию известных исследователей, освоить предлагаемый ими алгоритм и способы аргументации своих взглядов на исследуемый предмет.
Важная и актуальная задача консолидации молодых ученых, их интеграции в научное сообщество решалась через организацию разностороннего и разнообразного общения опытных ученых с молодежью, включение их в совместный досуг, экскурсионно-образовательные поездки. Через эти формы работы происходило укрепление личных контактов между молодыми исследователями из разных вузов России, обсуждение авторских концепций и исследовательских идей, результатов организации опытно-экспериментальной работы, диагностики и анализа эмпирических материалов. Все эти виды работы в значительной мере укрепляли личные контакты молодых исследователей, способствовали установлению прочных деловых отношений между ними.

Эксперты отмечают в своих заключениях, что работа школа достигла поставленных перед нею задач.
"Летняя культурно-антропологическая школа молодых ученых в Курске, - отмечает эксперт школы, профессор Е.П. Белозерцев, - полностью оправдывает свое название и назначение. На ней  присутствовали как аспиранты, докторанты, молодые преподаватели и исследователи, так и известные российские ученые и профессора. Помимо публичных лекций проводились мастер-классы и дискуссии на заданные темы. Лично меня приятно поразили усердная работа молодых ученых и трепетное отношение их к науке, к своим старшим товарищам по цеху. На мой взгляд, на школе удалось не только обменяться опытом и знаниями, но и продвинуться в плане решения некоторых научных и образовательных проблем. Так очень серьезно и глубоко обсуждались вопросы современной философии образования, места и роли современного образования в стремительно изменяющемся мире, а также складывающаяся ситуация в культуре России, кризис отечественного и мирового образования. У меня нет сомнений в огромной пользе для молодых ученых проведенной работы. Важна она и для развития науки и образования всего центрального региона России".
Профессор И.Ф. Исаев констатирует: "Убедительно звучит уже то, что нынешняя культурно-антропологическая школа - ШЕСТНАДЦАТАЯ, - это отражает позитивную традиционность соответствующих усилий Курского государственного университета в деле вовлечения молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Количественный фактор вполне сочетается с качественным: содержание и организация работы культурно-антропологической школы адекватны поставленным перед ней задачам - стимулирования и "подпитки" молодых ученых высокого уровня информацией в процессе живого общения с ее носителями, экспертами - специалистами различных областей гуманитарного знания. Приглашение для этого известных философов, педагогов, психологов, культурологов, социологов и др. - очевидно - целесообразно. Впечатлило и разнообразие форм работы культурно-антропологической школы: оказавшиеся в  единстве лекции, дискуссионные площадки, мастер-классы и поездки как нельзя лучше дополняли друг друга, представляя собой оправданную и целостную систему. Общей теме взаимосвязанности культуры и образованности, общественной морали и этнокультурной идентичности человека органически соответствовала культурно-досуговая программа, в которой оказались представлены уникальные произведения искусства, живое общение в детьми - воспитанниками клубных объединений из Курской области, Республики Крым, Республики Беларусь".
Не менее эмоционально и однозначно положительно оценивают работу школы сами ее участники. Из множества оценок прошедшей школы молодыми учеными приведем наиболее типичные.
"Глобальность и комплексность рассмотрения поставленных проблем позволили под новым углом зрения взглянуть на собственное исследование. Узкая "специализированность" часто создает ограничения, которые порой не замечаются и снижают уровень исследования. Работа школы позволяет молодым ученым сделать собственные исследования глубже, обстоятельнее, методологически грамотнее. Для меня участие в работе школы послужило катализатором и несколько изменило направленность моего исследования" (И.П. Ильинская, Белгородский госуниверситет).
Практически все участники XVI летней культурно-антропологической школы молодых ученых "Культура - Образование - Человек" - и эксперты, и аспиранты - солидарно выражают мнение о необходимости продолжения практики проведения таких школ, создающих реальные предпосылки и фундамент для развития гуманитарной науки, вовлечения в научно-исследовательскую деятельность лучших представителей отечественной молодежи. Все участники школы исходили из того, что общественная мораль представляет собой существенный элемент культуры общества, обеспечивающий целостность и устойчивость социума и одновременно являющийся механизмом сохранения национальной культуры и её межпоколенной трансляции. Складывающаяся веками система нравственных императивов выполняет роль важного средства формирования этнокультурной идентичности личности и самоидентификации социальных групп, усиления их сплочённости и солидарности; укоренения человека в глубинных пластах отечественной культуры и тем самым - сохранения национального менталитета и самосознания.

    11 марта 2016 года состоялась встреча студентов-историков гуманитарного факультета ВГПУ с писателем, публицистом, редактором и культурологом, выпускницей исторического факультета нашего вуза 1988 года Л.А. Сычевой. Разговор шёл о настоящем и будущем российской культуры. С первых же минут встречи Лидия Андреевна завладела вниманием студентов, живо и просто повествуя им о состоянии современной российской культуры, её проблемах и перспективах.
    Встреча проходила в рамках фестиваля работ молодых журналистов в области культуры  "Кульминация", организованного  межрегиональной общественной организацией "Межрегиональный союз журналистов" в содействии с Московским Государственным Институтом Культуры. Любой студент, интересующийся вопросами культуры, может принять участие в фестивале.

С.Н. Беланова, сотрудник деканата гуманитарного факультета

"Стихи В…"    
      14 марта в читальном зале ВГПУ состоялась презентация поэтического сборника "Стихи В…", автором которого является студент 2 курса гуманитарного факультета ВГПУ Сергей Волков.
    С 13 лет молодой человек, вступающий на тропу осознанной жизни, начал писать стихи. Думал ли он когда-нибудь, что его небольшие творения превратятся в нечто большее и станут тревожить души читателей? Представлял ли он, как трепетно будет биться его сердце при виде людей, пришедших познакомиться с ним и его творчеством, вылившимся в небольшой "лирический дневник"? (как совершенно точно подметила преподаватель кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы ГФ педуниверситета Марина Анатольевна Слинько).
    "Стихи В…" - название сборника. Прежде всего, Сергей Волков решил сконцентрировать внимание именно на заглавии. Каждый читатель стал обладателем уникальной возможности интерпретировать название в собственном ключе. Возможно, кто-то пойдет простым путём и свяжет символическое "В…" с фамилией автора, а кто-то найдет более глубокий смысл и погрузится в свою, созданную сердцем, атмосферу.
    По моему мнению, выбор автором формы проведения мероприятия был довольно смелым, и поэтому мероприятие получило частичку некоего волшебства. Происходило единение автора и аудитории на чувственном уровне. Отсутствие заготовленных "подсказок" сделало выступление Сергея более эмоциональным и волнительным, что, как мне кажется, благотворно повлияло на атмосферу события. Виктор Степанович Батраченко, поэт, руководитель поэтического клуба ВГПУ, в свою очередь, посоветовал Сергею представлять свои стихи без предшествующего анализа. Однако он отметил, что юный поэт, для первого раза держался довольно смело и открыто.
    Сергей Волков разделил свой сборник на несколько частей, объединенных общей тематикой. Гости мероприятия прослушали ряд стихотворений, проиллюстрированных описаниями автора. Многим пришлось по душе такое изложение материала. Строки, предварительно описанные автором, становились более глубокими, что помогло слушателям как можно более полно понять замысел и основную идею произведений Сергея.
Сборник "Стихи В…" поистине многогранен. Каждый гость нашёл для себя интересующую его тему. Так, декан гуманитарного факультета ВГПУ Виктор Викторович Килейников отметил для себя стихотворение на историческую тему. Татьяну Николаевну Чернобоеву, заведующую Музеем истории ВГПУ, тронуло стихотворение, посвященное детям, погибшим в лагере Саласпилс. Хотелось бы отметить, что Татьяна Николаевна очень заинтересовала слушателей историей о поэте-тёзке, Сергее Волкове, который, погиб в 1993 году.
    Директору Фундаментальной библиотеки ВГПУ, Зое Николаевна Тимченко, понравились стихотворения из цикла "Ночь-Дочь", в который Сергей вложил значительную частичку своего сердца.
    Очень ценными для начинающего автора стали комментарии, полученные в итоге мероприятия. Так заведующая кафедрой теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы ГФ, Светлана Ивановна Доброва, напомнила Сергею об ответственности за свое творчество и идеи, которые в нем раскрываются.
    Презентация запомнилось своей душевностью, эмоциональностью и трепетностью. Волновалась даже погода за окном: мартовская метель отражала солнечные лучи недоумевающего весеннего солнца. И голос молодого автора, старающегося тронуть сердце каждого слушателя, разливался по читальному залу и становился одним из тех солнечных лучей, которые несут свет и тепло в души людей.
    Сергей поделился сборниками с желающими и вышел из стен главного корпуса. С горящими щеками и полными счастья глазами он направился домой. Вот оно, счастье поэта - отдать частичку своей души людям, пробудить в них светлые чувства и сделать их жизнь хоть чуточку добрее и искреннее, как в стоках стихотворения Сергея Волкова:
Запомните, друзья: всё счастье в доброте!
В сердечности всегда спасенье для людей,
Ведь мир прекрасен в этой чистой красоте,
И жизнь твоя течет, и дышится вольней!

Софья Крылова, студентка 2 курса гуманитарного факультета ВГПУ

"В Ленинграде-городе…" (Международная конференция, посвященная изучению творчества и биографии В.С. Высоцкого)

    10-11 июня 2016 г. была проведена очередная научная конференция - "Высоцкиана-2016". На этот раз мы собрались в Санкт-Петербурге, на набережной Фонтанки, в библиотеке им. В.В. Маяковского, сотрудники которой любезно предоставили в наше распоряжение конференц-зал.
    Состав выступающих на конференции был привычным: прибыли гости из США, Израиля, Италии, а также из городов России (Новосибирска, Орла, Москвы, Брянска, Самары, Воронежа, Севастополя).
Как всегда, самой многочисленной была секция литературоведов: д. филол. н. Ю. Доманский, д. филол. н. Л. Кихней, к. филол. н. А. Ярко, д. филол. н. Г. Шпилевая, д. филол. н. М. Перепелкин, д. филол. н. В. Гавриков. Исследователи рассказали о "странных повестях" 1960-х гг., "трактирном" топосе в лирике XX в., об особенностях поэтики произведений Высоцкого.
    Яркие доклады представили лингвисты и стиховеды (д. филол. н. В. Изотов, к. филол. н. Е. Жукова), которые разрабатывают сложные направления в высоцковедении: словарь Высоцкого, ритмика, метрика и строфика поэзии выдающегося барда. Текстолог А. Семин (к. техн. н.) сделал интересные наблюдения о "чужих" (приписываемых) песнях Высоцкого; докладу предшествовала кропотливая графологическая и стилистическая экспертиза. К. филол. н. А. Скобелев представил очередной фрагмент содержательных комментариев к произведениям поэта. "Поисковик" В. Чейгин показал новонайденные записи концертов, фотографии  Высоцкого, которые обнаруживаются в частных коллекциях и архивах киностудий. Была представлена новая книга (что бывает на каждой Высоцкиане), ее автор - В. Чичерина - поделилась воспоминаниями об интервью, взятых в свое время у ведущих актеров и режиссера Театра на Таганке.
    Как всегда, порадовали зарубежные гости (Э. Куэлин и М. Курлетто), которые с огромным уважением относятся к русскому языку, нашей литературе и культуре. Неизменным гостем конференции является меценат, писатель, исполнитель и высоцковед А. Олейников, председатель Новосибирского фонда увековечивания памяти В.С. Высоцкого. Докладчик рассказал о польском исследователе творчества выдающегося барда, создательнице музея Высоцкого в г. Кошалине, безвременно ушедшей из жизни М. Зимне. Участники конференции почтили ее память минутой молчания.
    К ветеранам высоцковедения на этот раз присоединилась студентка IV курса гуманитарного факультета ВГПУ Н. Беляева, сравнившая тропику Ю. Шевчука и В. Высоцкого. Доклад был высоко оценен слушателями, и студентка получила приглашение выступить на конференции в г. Тверь и публиковать статью в сборнике Опольского (Польша) университета.
Мы, конечно же, гуляли по прекрасному, легендарному Санкт-Петербургу, посетили памятные места, связанные с Высоцким: Пять Углов и прочие.
Г.А. Шпилевая, доктор филологических наук, профессор кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы

    4.02.2017 доцент кафедры зарубежной истории ВГПУ, Т.В. Корниенко стала гостьей авторской программы Михаила Родина "Родина слонов", выступив в прямом эфире радиостанции "Говорит Москва" по теме "Революция неолита".
    Интервью можно прослушать, перейдя по ссылке https://govoritmoskva.ru/broadcasts/104/?month=2&year=2017

    16-17 марта 2017 года в Вятском государственном университете прошли заключительные испытания всероссийского этапа Всероссийской студенческой олимпиады образовательных организаций высшего образования по педагогике "Педагогический старт". Олимпиада проводилась в соответствии с "Регламентом организации и проведения Всероссийской олимпиады студентов образовательных организаций высшего образования" (утвержден Минобрнауки России 11.01.2016 № BK-4/09вн) и Планом проведения Всероссийской олимпиады студентов (ВСО) образовательных организаций высшего образования всероссийского (третьего) этапа в 2016-2017 учебном году.
   Участвовало 18 команд. Наш вуз представляли студенты гуманитарного факультета (направление "Психолого-педагогическое образование", профиль "Психология и социальная педагогика") Акимова Алина (3 курс), Акимова Галина (3 курс), Летуновская Елена (4 курс), Огусиян Лилия (4 курс), Хатина Анастасия (3 курс). С командой работали доценты кафедры общей и социальной педагогики кандидат педагогических наук Екатерина Валентиновна Алехина и кандидат исторических наук Ольга Викторовна Неценко.
    Соревнование проводилось как в индивидуальном, так и в командном зачете.
В итоге:
- I  место в командном зачете!
- I место в конкурсе "Агитбригада". Специальный приз Общероссийского профсоюза образования - Сертификат на 30 тысяч рублей!
- в личном зачете Галина Акимова (3 курс) и Елена Летуновская (4 курс) заняли 3 место. Согласно Положению о ВСО они будут представлены к получению премии, выделяемой в рамках приоритетного национального проекта "Государственная поддержка талантливой молодежи".
    Поздравляем победителей!


М.В. Шакурова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и
социальной педагогики

Декада науки на гуманитарном факультете
    13 апреля 2017 г. в рамках проходящей на гуманитарном факультете Декады науки состоялось заседание шести секций по исторической и археологической проблематике. В работе секций приняли участие около ста докладчиков - преподаватели, студенты, аспиранты гуманитарного факультета и Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, с которыми наш факультет систематически реализует совместные научные проекты.
    Участники конференции в своих докладах касались широкого спектра проблем археологии, разных периодов отечественной и зарубежной истории. Отрадно, что в обсуждении докладов принимали участие не только старшекурсники, но и студенты младших курсов, присутствовавшие на секциях в качестве слушателей или докладчиков.
      Преподаватели гуманитарного факультета выражают надежду, что интерес к научным изысканиям, свойственный некоторым студентам, получит дальнейшее развитие в практической деятельности наших выпускников. Доброго пути и открытий на научном поприще!

В.В. Килейников, декан гуманитарного факультета

    10 июня 2017 г. доцент кафедры зарубежной истории ВГПУ, Т.В. Корниенко стала гостьей авторской программы Михаила Родина "Родина слонов", выступив в эфире радиостанции "Говорит Москва" по теме "Революция символов".
    Интервью можно прослушать, перейдя по ссылке: https://govoritmoskva.ru/broadcasts/104/?month=6&year=2017

    21-22 апреля 2017 года в Воронежском государственном педагогическом университете состоялась Открытая региональная конференция "Воспитание в контексте образовательной и социально-педагогической деятельности", организованная кафедрой общей и социальной педагогики при поддержки Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, а также Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийское педагогическое собрание". Цель конференции - обмен научными результатами и исследовательским опытом среди молодых ученых, публикация результатов научных исследований в области воспитания в контексте образовательной и социально-педагогической деятельности. В конференции приняли участие исследователи до 35 лет: аспиранты, магистранты, студенты, молодые преподаватели и учителя.
    В первый день работы конференции на пленарном заседании были заслушаны доклады на актуальную тематику, посвященную проблемам и особенностям организации современного воспитания. Далее в ходе работы дискуссионных площадок обсуждались такие вопросы как: что могут знать педагоги прошлого о современном воспитании? мешает ли семья воспитанию ребенка?  что знает о воспитании   будущий педагог?  каждый ли урок воспитывает? Во второй день молодые исследователи представляли результаты своих научных достижений в рамках работы секций, руководителями которых выступили не только преподаватели  кафедры общей и социальной педагогики, но и других учебных заведений, а также педагоги-практики. В работе конференции приняла участие педагоги г. Луганска и студенты ряда колледжей, в том числе Воронежского губернского колледжа, Воронежского промышленно-гуманитарного колледжа, Стахановского педагогического колледжа. Лучшие доклады были отмечены грамотами и  благодарностями.
    В адрес конференции поступили научные статьи молодых исследователей из 20 регионов, в том числе Минска, Хабаровска, Биробиджана, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы, Полоцка, Луганска, Ярославля и др. По итогам конференции опубликован сборник научных работ, который можно скачать здесь >>

К.и.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики
Ю.В. Кудинова

Web Page Maker, create your own web pages.